20 Temmuz 2011 Çarşamba

Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами крымскотатарской художественной литературы


Сеферова Ш. И.

Дошкольный возраст- это период первоначального становления личности. Именно в этот период закладываются основы нравственного воспитания дошкольников, становление нравственных черт характера ребенка.
Перед дошкольной педагогикой во все времена  являлась актуальной задача создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей.
Особое значение приобретает вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе учебной. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживание другого на себя [1, 3].
Воспитанию нравственных чувств в истории отечественной и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах Р.С.Буре, Г.Н.Година, А.Д.Шатова, С.А.Козлова, В.Г.Нечаевой, А.И.Виноградовой отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. Они призывали педагогов учить детей пониманию добра и зла, восставали против морализирования воспитания [2, 8].
Немаловажную роль в воспитании нравственных чувств у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы внесли И.С.Демина, Л.П.Князева, Л.И.Пеньевская [1,4].

Изучением влияния крымскотатарской художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников занимались З.И.Мустафаева, Редькина Л.И, М.А.Хайрудинов, С.И.Харахады.
На сегодняшний день отсутствуют фундаментальные исследования по данной тематике. Задачей нашего исследования является влияние крымскотатарской художественной литературы на нравственное воспитание детей.
Современное - личностно ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности.
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения, и ставит общество перед опасностью моральной деградации. Поэтому возникает большая необходимость усиление воспитания, развитие нравственных качеств, становлению нравственных чувств еще в раннем возрасте, чтобы уберечь детей от этих негативных явлений.
Основной задачей нравственного воспитания является становление и формирование нравственных норм, нравственного поведения, нравственных чувств и нравственных качеств.
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Нравственные чувства - это переживания человека своего отношения к действительности, к своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного, разумного и чувственного [3, 9-10].
Действенным средством воспитания нравственных чувств является художественная литература, в результате изучения которой у детей формируются такие чувства как: сочувствие, сопереживание, чувства гордости, совести, доброты.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективный мир.
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности, добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям  с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей [4,74].
Одним из наиболее действенных и распространенных видов художественной литературы является сказка.
Все виды крымскотатарских сказок тесно связаны с другими жанрами: песнями, пословицами, загадками. В частности, нередко пословицы используются в качестве заглавия сказок: «Эйликке кемлик япма» («Не плати злом за добро») и др.
Сказочное повествование начинается, как правило, с зачина, вводящего слушателей в особый мир, или присказки - шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом повествования.
Верность родной стране  и своему народу, девичья чистота и неизменная любовь, доброта, справедливость и человечность - вот о чем говорится в крымскотатарской художественной литературе.
  Крымскотатарским сказкам свойственны некоторые особенности. Действующие образы  в них делятся на две группы: положительные герои - бедный старик, его трое сыновей, дочь бедняка; хан, падишах, визири, сын хана, мулла - всегда предстают перед нами в отрицательных образах.
Сказка имеет традиционные завязки и концовки.
Завязки: “Бир заманда бар экен, бир заманда екъ экен…”, “Куньлерден бир кунь”,  “Заманлардан биринде”.
Концовки: “Зияфет къыркъ кунь, къыркъ гедже девам эте”, “Асрет- асретине къавушып, акъ мурадына иришелер”.
Основными художественными средствами  в шуточных и сатирических сказах является ирония, карикатура, гротеск, приемы контраста, сопоставления, алогизма.
Сказки, предания и легенды на редкость разнообразны по тематике, сверкающие стилистическими узорами, они, как старинные клинки, хранят еще на себе прежнюю чеканку многих столетий и мастеров.
Однако же не в этой чеканке главный смысл, значимость и актуальность крымскотатарской литературы.
По содержанию и форме сказки крымских татар могут быть разделены на три вида: сказки о животных (“звериный эпос”), волшебные сказки, социально-бытовые сказки.
В этих сказках в аллегорической форме раскрываются общественные явления и быт людей. Они пронизаны сатирой и юмором.
Большая часть сказок о животных посвящена борьбе слабых с сильными, маленьких с большими. Животный мир в этих сказках разнообразен: наиболее частыми персонажами здесь являются лисы, волки, львы, ослы, змеи. Сказки о животных, как правило, невелики по объему, не сложны по композиции, просты по языку.
Действия сказочных животных образов очеловечены: они разговаривают, дружат. Именно поэтому содержание этих сказок так близко и доступно детям всех возрастов.
В золотой фонд крымскотатарских сказок о животных вошли “Эйликке кемлик япма”, “Акъылы кирпинен айнеджи тильки”, “Хан ве йылан” и др.
К древнейшему виду сказочного эпоса относятся и волшебные сказки. Идейную основу этих сказок составляют борьба человека с враждебными ему силами. Герой сказки, борющийся за правду и справедливость, неизменно одерживает победу. Большое место в волшебных сказках занимают чудесные предметы и помощники героя: живая вода, ковер-самолет, волшебный платок, чудесная скатерть, волшебное кольцо, быстроногий конь, благородная лиса, старая пчела, чудесная птица и другие.
Самыми интересными из этих сказок являются: “Учь тылсым”, “Алтын башненъ хыяр баш ”, ” Памукъ къыз ве матюв огълан”, “Чамашырджы огълан масалы”.
Спецификой волшебных сказок является сильное моральное начало.
Особенно популярными и довольно многочисленными являются сказки  социально-бытовые. От других видов сказок они отличаются большой степенью связи с реальной действительностью. Бытовые сказки отличаются тематическим разнообразием.
Тематика социально бытовых сказок достаточно разнообразна и богата. В них изображается человеческая жизнь со всеми ее радостями и невзгодами, раскрываются сложные семейные отношения (“Элял сют”, “Акъыллы къыз”, “Туварчинынъ акъкылы къызы”, “Учь къызнынъ къурназлыгъы”, “Джигерджи къарт масалы”).
Главными мотивами социально-бытовых сказок являются: победа добра над злом; противопоставление бедных и богатых, мотив труда, борьба против сил, которые мешают счастью простого человека; антирелигиозные мотивы - осуждение алчности и ненасытности муллы.
Почти во всех сказках противопоставляются бедные богатым как столкновение добра и зла, мудрости и скупости, благодарности и неблагодарности.
Социально-бытовые сказки направлены на раскрытие и отрицание несправедливого общественного строя, эксплуатация человека человеком. Они помогают детям глубже познать прошлое крымскотатарского народа, воспитывают патриотические чувства, прививают подрастающему поколению оптимистические взгляды на жизнь.
С целью определения влияния крымскотатарской художественной литературы на воспитание нравственных чувств был проведен эксперимент в ДУ №1 «Алые паруса» в старшей группе. На первом этапе эксперимента проводилось наблюдение за взаимоотношениями детьми старшего дошкольного возраста. В результате данного наблюдения было выявлено, что дети могут поссориться и даже могли ударить друг друга из-за игрушки, обидеть другого.
На втором этапе для повышения уровня формирования нравственных чувств  мы ознакомили детей с  крымскотатарской  художественной литературой, а именно: «Хырсыз каргъа ве айнеджи тильки», «Не ичюн храз ве тавукъ бир куместе яшайлар», «Тылсымлы юзюк»;
В процессе формирующего эксперимента были проведены такие формы работы: занятия по театрализованной деятельности, чтение художественной литературы, сценарий праздника «В мире доброты», анализ конкретных фактов и поступков, положенных в основу этических бесед. Тематика этических бесед, которые были использованы в процессе нравственного воспитания детей: «Наши добрые дела», «Мои друзья», «Что хорошо и что плохо и почему».
Третий этап работы показал, что у детей, после формирующего этапа экспериментальной работы были сформированы доброжелательные, вежливое и гуманное отношение к окружающим, дети значительно меньше ссорились, стали более внимательными по отношению друг другу, а если чувствовали вину, то просили прощения. Это наблюдалось в поведении и поступках детей, в результате общения, в игре, на занятиях.
Данные, у детей экспериментальной группы до проведения экспериментальной работы по формированию нравственных чувств были следующие:  высокий уровень занимало  4 детей (20%), средний- 10 (50%),  низкий - 6(30%); контрольная группа 7 детей (35%), средний - 8 (40%), низкий 5- (25%). После проведенного формирующего эксперимента уровень сформированности  нравственных чувств повысился: в экспериментальной группе высокий уровень 6 детей (30%), средний 12 (60%), низкий 1(10%).
Положительная динамика изменений в уровнях нравственного воспитания детей свидетельствует об эффективности проведенного эксперимента.
Таким образом, можно сделать вывод, что программа по воспитанию нравственных чувств дошкольников средствами крымскотатарской художественной литературы была эффективной.
1.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Под А.М.Виноградовой.– М: Просвещение, 1989. 96с.
2.Нравственно- эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Под редакцией Ветлугиной Н.А.- М., 1983.
3.КотырлоВ.К. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. – М.: Педагогика, 1987.–103с.
4.Моральное воспитание дошкольников: Из опыта работы/Сост.: Л.В.Артемова, Е.А.Таранова.- К.: Рад. Шк.,1984.-136с.



Действия:

0 коммент.:

Yorum Gönder