11 Ocak 2013 Cuma

Особенности становления педагогической культуры в условиях формирования крымскотатарской диаспоры в Добрудже


Мустафаева Эдибе Исаевна

Комплексное изучение вопроса становления, функционирования, развития крымскотатарского образования в Крыму обозначенного периода практически невозможно без исследования идентичных процессов, которые происходили в диаспоре, то есть на территориях, куда в различные времена и в силу ряда исторических причин были вынуждены мигрировать часть крымскотатаркого народа (Турция, Румыния, Болгария, Польша, Литва, Германия, США, Канада, Австралия).
В настоящем параграфе, в качестве примера, постараемся обозначить культурную и образовательную составляющую крымскотатарской диаспоры в Добрудже[1] в конце XIX ¾ начале XX века, проследить ее динамику и эволюцию. Настоящая проблематика в различные отрезки времени фрагментарно освещалась в работах И. Керимова, Д. Урсу, Э. Седаметова, Э. Кангиевой, Б. Вильямса и других исследователей истории и культуры крымских татар. Сегодня Добруджа является исторической областью на крайнем северо-востоке Балканского полуострова, расположеной между нижним течением Дуная и побережьем Черного моря. С 1940 г. по настоящее время она разделена между двумя государствами. Северная и центральная части Добруджи принадлежат Румынии и составляют уезды (жудецы) Констанца и Тулча. Ее основными городами являются Констанца, Тулча, Меджидия и Мангалия. А южная часть Добруджи входит в состав Болгарии и состоит из административных районов, как Добрич и Силестра. Таким образом, на протяжении веков Добруджа являлась объектом многочисленных миграций и расселения различных тюркских племен и народов ¾ гуннов, протоболгар, печенегов, кыпчаков, татар, сыгравших значительную роль в политической, этнической, хозяйственной и культурной жизни региона. Среди этих народов, особое место принадлежит крымским татарам, которые на протяжении веков заселяли благодатные равнины Добруджи. Процесс освоения крымскими мусульманами земель Добруджи условно можно разделить на два основных периода: османский период (1428-1878), румынский (с 1878 г. по настоящее время). Румынский период, в свою очередь на три периода. Это королевский, советский, современный, то есть постсоциалистический.
Для того, чтобы получить целостное представление о культурных и образовательных процессах, происходящих в Добрудже в обозначенный период, вкратце остановимся на каждом из ее периодов. Говоря об османском периоде, следует отметить, что крымские татары играли весьма значительную роль в общественно-политической и культурной жизни Османской империи, занимая весьма высокие посты в государственных управленческих структурах, а также приобретая широкую известность в сферах науки, литературы и искусства. По словам крымского ученого Н. Абдульваапова, крымские татары присутствовали, главным образом, среди членов Диван-и хумаюн[2], а также в составе других властных структур. Занимали высокопоставленные должности: садразама ¾ великого везира[3], нишанджи[4], кадыаскеров Анатолии и Румелии[5], дефтердаров[6], реис-уль-кытат[7], глав различных финансовых ведомств, губернаторов[8] различных провинций[9] и областей[10] Османской империи, послов. Крымские татары были представлены и на руководящих постах различных дворцовых служб. Представители крымских татар занимали должности в системе мусульманского духовенства Османского государства: шейх-уль-Ислам[11], муфтиев[12], мудеррисов[13]. Они оказали огромное влияние на историю развития османской науки: математики, химии, военного дела, медицины, истории, мусульманских наук; искусства ― каллиграфии, музыки, часового мастерства; литературы и журналистики.
Новый этап истории крымскотатарской диаспоры Добруджи тесно связан с возникновением румынского государства. 9 мая 1877 года Румыния провозглашает независимость. 19 февраля (3 марта) 1878 г. согласно Сан-Стефанскому прелиминарному мирному договору Румыния за свое участие в русско-турецкой войне приобретает Северную Добруджу, Южная ― переходит Болгарии. 8 ноября 1878 г. князь Карл I обратился с прокламацией к населению Добруджи. В ней декларировал равенство всех наций и религий перед законом, обещал мусульманам сохранение их обычаев, традиций и защиту религии. Если обратиться к сфере развитости культуры и образования крымских татар Добруджи, то можно констатировать факт, что определенные шаги в этом направлении, действительно были предприняты и освоены.
Так например в «Законе об организации Добруджи», от 9 марта 1980 года, говорится об основании в г. Бабадаг мусульманской семинарии. Здесь этническая школа должна была находиться на государственном обеспечении. Спустя год, в 1801 г. семинария была открыта и представляла собой духовно-педагогическое училище, главной задачей которого была подготовка духовенства и преподавателей для религиозных школ. В эту же школу принимались дети и из румынских семей. Двадцать лет спустя, упомянутая школа переехала в г. Меджидие. Основной причиной этому было сокращение учащихся, в результате миграции крымских татар в Турцию. Таким способом, продолжительность обучения в семинарии составляла восемь лет. При школе функционировали общежитие и мечеть, в которой велись практические занятия. Интересно, что должность директора школы занимал обязательно румын, а его заместителем по учебной части являлся мусульманин. Учебники были в основном турецкие и завозились из Стамбула. Подготовка в школе проводилась на высоком уровне, о чем свидетельствуют королевские награды, которые присуждались преподавателям школы и хорошие отзывы о школе, получившие отражение в СМИ. В межвоенное время в семинарии в Меджидие училось около 136 студентов и работало 15 преподавателей. Кроме мусульманских дисциплин на румынском и крымскотатарском языках преподавались различные гуманитарные, а также естественные предметы.
Известно, что вышеупомянутая семинария в Меджидие не являлась единственным учебным заведением. В основном их открытию и работе способствовало непосредственно румынское правительство. Подобные школы были открыты и других городах и селах Румынии. Так, были открыты мусульманская школа в Констанце и в Мангалии, в таких селах, как Топрансар, Османфакы, Гелинджик, Азаплар, Османча. А буквально в 1904 году в уезде Констанца насчитывалось 75 начальных школ, в том числе 5 городских, в которых обучалось 2,5 тыс. детей. Кроме того, крымские татары имели возможность получать образование и работать в специализированных турецких гимназиях в Констанце, Тульче и Меджидие. В последнем культурном центре в 1907 году была также открыта дополнительная школа, которая была названа в честь бывшего мэра города Кемаль Эфенди. Преподаватели престижного заведения содержались за счет бюджета, многие из них даже приезжали сюда из Турции. Немного позднее, а именно в 1909 году ее директором был назначен талантливый крымскотатарский поэт-публицист, педагог и издатель Мемет Ниязий. При этом, истории крымскотатарской науки известно, что М. Ниязий в 1898 году учительствовал в Крыму. А между тем в течение 1899 году учился в Стамбульском пединституте. В 1900 г. вернувшись в Крым, но как «неблагонадежное лицо» был выслан царской охранкой. В 1914 году в г. Меджидие работал преподавателем турецкого языка и литературы в мусульманской семинарии. В 1917 году вновь, по приглашению Крымскотатарского Национального Парламента вернулся в Крым. Здесь некоторое время работал в местной газете «Хакъ сес» («Голос Правды»), а затем назначен ректором медресе «Зынджырлы» в Бахчисарае. После роспуска в 1920 году Курултая был вынужден возвратиться в Румынию и продолжить преподавательскую деятельность. Возвращаясь к проблеме интеграции крымскиз татар в румынское сообщество нужно отметить, что в конце XIX века в Добрудже получили распространение и идеи пантюркизма, в основе которых лежали идеи необходимости политической консолидации тюркских народов на основе этнической, языковой, культурной общности. Пантюркизм являлся одним из элементов идеологии младотюрков. В этот период общественно-политическим деятелем Румынии Ибрагимом Темо был создан в Добрудже филиал революционно-реформаторской организации младотурков «Единение и Прогресс». Наибольшие ячейки были образованны и в других городах Румынии. Задачами созданной структуры являлось просвещение народа и пропаганда революционных идей. Ибраим Темо (1865-1945) ¾ по происхождению албанец, получив медицинское образование во Франции, в 1903 г. вернулся из Парижа в Добруджу. Основал в Хыршове школу. В течение 15 лет (1908-1923) преподавал в мусульманской семинарии. Избран в сенат ― верховную палату румынского Парламента. Добился открытия школ для девочек и стипендий в вузы для крымских мусульман из 4 уездов.
Среди других виднейших младотурков можно назвать крымского татарина Али Ризу Кырымзаде, бывшего офицера османской армии, Кемаля Аджи Амета, мэра Меджидие, а также муфтия Хусейна Авни Шевки и Махмута Челеби, позже избранного в румынский парламент. В 1909 г. в Констанце был создан «Всеобщий союз за просвещение народа» с филиалами в Меджидии и Хыршове. Всего он насчитывал около 250 членов, их органам являлась газета на крымскотатарском языке «Добруджа Седасы» («Голос Добруджи»). После 1878 года государство содействовало издательской деятельности тюрко-мусульман (крымских татар) Румынии; дало разрешение на выпуск 29 тюркоязычных газет и журналов. Среди них можно встретить газеты «Hareket» (1896), «Şark» (1896 )[14], «Sâdakat» (1897), «Sadâ-i Millet» (1898), «Dobruca» (1901), «Çoplan» (1909), «Tonguç» (1909), «Dobruca Sadâsı» (1910), «Teşvık» (1910), «Işık» (1914), «Mektep ve aile» (…), «Dobruca» (1919), «Hayat» (...), «Tan» (1921), «Romanya» (1921), «Haber» (1922), «Tuna» (1925), «Gümüş Sahil» (1928), «Hak Söz» (1929), «Bizim Sözümiz» (1929), журнал «Emel» (1930), «Türk Bırlığı» (1930), «Yıldırım» (1932), «Halk» (1936), «Deli Orman» (1937), «Çardak» (1937), «Bora» (1938).
Отметим, что в целом, 1878-1945 годы имели противоречивый характер: с одной стороны мы видим, что в этот период ведется строительство мусульманских семинарий, школ, училищ в различных городах и селах Румынии, активизируется общественно-политическая деятельность представителей диаспоры, создаются различные просветительские организации, ведется издательская деятельность ― это в совокупности, безусловно, влияет на рост уровня национального самосознания крымскотатарской диаспоры Добруджи, с другой стороны ― эмиграция крымских татар на территорию Османской империи, которая, порой, приобретала массовый характер (в 1878-1900 гг.), говорит о том, что не все в положении народа было благоприятным. Здесь ученые выявили ряд причин переселения, среди которых: изменение режима землепользования, введение всеобщей воинской повинности, злоупотребление местной администрации к религиозному меньшинству, чувство политической и профессиональной фрустрации, действия турецко-мусульманской пропаганды и т.д.
Приход советской власти в Румынию ознаменовался трагической страницей в жизни тюрко-мусульманского и румынского населения. Огромный удар был нанесен по системе национального образования тюрко-мусульман Румынии, стали закрываться школы. С 1959 года тюрко-татарские школы были полностью закрыты. А в 1967 году была приостановлена работа мусульманской семинарии в Меджидие, выпускавшей муфтиев, кадиев, хатипов, имамов и учителей светских наук.
По периодическим изданиям тюрко-татар, как принято называть за пределами Крыма крымских татар Румынии также был нанесен удар. Прекращался выпуск газет и журналов, закрывались национально-культурные общества и клубы. Вся культурная деятельность полностью запрещалась. На страницах журнала «Emel» («Стремление»)[15] представители крымскотатарской диаспоры, описывая трагические события тех лет, выказывали обеспокоенность за будущее народа . «Их может постигнуть судьба соотечественников, проживающих в немалом количестве в Польше, Литве и Латвии, но, со временем, практически растворившихся, ассимилировавшихся», ― писал Уралгирай Ю. Таким образом, коммунистическим правительством Румынии был взят курс на «румынизацию» национальных меньшинств. Следует отметить, что, помимо мусульманского населения страны, под жерновами ассимиляторской политики компартии оказались и другие народы Румынии. Падение коммунистического режима в 1989 году открыло новую страницу в истории крымскотатарской диаспоры в Румынии. С 2008 года в местах проживания крымских татар стало возможным изучение в школах крымскотатарского языка. В Констанце начала функционировать начальная крымскотатарская школа на 160 мест, построенная при содействии Евросоюза. Ежегодно из целевых средств на нужды румынской общины крымских татар выделяется более 1 млн. долларов, в чем заслуга крымскотатарских общественно-политических деятелей диаспоры.


[1] Территория современной Румынии и Болгарии. ¾ Э.И.
[2] Верховный совещательный Совет при султане. ¾ Э.И.
[3] Главы султанского правительства. ¾ Э.И.
[4] Хранитель султанской печати и сводов султанских законоположений. ¾ Э.И.
[5] Выполняли функции верховного судьи. ¾ Э.И.
[6] Казначеев. ¾ Э.И.
[7] Или реис―эфенди ― один из заместителей садразама, управлявший канцелярией порта, глава внешнеполитического ведомства. ¾ Э.И.
[8] Бейлербеев, вали. ¾ Э.И.
[9] Эялетов. ¾ Э.И.
[10] Санджаков. ¾ Э.И.
[11] Глава всех османских ученых―улемов. ¾ Э.И.
[12] Духовное лицо, обладавшее правом выносить решения ― фетвы по религиозно―юридическим вопросам. ¾ Э.И.
[13] Преподавателей в высших духовных учебных заведениях
[14] Бытуют мнения о том, что газета издавалась в 1897 или в 1898 г. ¾ Э.И.
[15] Возобновившего свое издание в Турции с 1960 г. ¾ Э.И. 
Действия:

0 коммент.:

Yorum Gönder