11 Ocak 2013 Cuma

Борьба с женской безграмотностью в педагогиче¬ской концеп¬ции Исмаила Гаспринского и сподвижников


Мустафаева Эдибе Исаевна

Рассмотрение особенностей развития и формирования мусульманских этнокультур является одной из задач ориентальной педагогики. Например, обращаясь к истории эволюции культуры крымскотатарского народа, пре­жде всего, перед нами постают такие видные деятели культуры, как Номан Челебиджихан, Асан-Сабри Айвазов, Джафер Сейдамет, Бекир Чобанзаде, Осман Акчокраклы, Абибулла Одабаш, Яхъя Байбуртлы, Джемиль Кер­менчикли.
Преклоняясь перед их весомым вкладом в развитие крымскота­тарской и общетюркской культуры, нам приходится вновь и вновь упоми­нать имя реформатора и просветителя Исмаила Гаспринского.
Сосредоточиваясь на вопросе раскрытия человеческой личности в стези эволюции гуманистической парадигмы крымскотатарского образо-вания, возникает потребность в комплексном изучении деятельности Гас­принского и сподвижников. Критическому анализу подвергаются цели и задачи, которые они ставили перед собой в деле распространения и укоре­нения культурных ценностей среди социальных слоёв мусульман Крыма и других мусульманских государств того времени. Такой подход в какой-то степени помогает более объективно освещать деятельность веду­щих спе­циалистов дела просвещения на промежутке XIX и XX века, а в частности Исмаила Гаспринского. Наряду с этим, важным видится описа­ние педаго­гических и идеологических моделей влияния гениального мыслителя на мировоззрение мусульман мира. Творческая деятельность Гаспринского, является своеобразным индикатором степени распростра-нения идей гума­низма и народничества в довоенный период. Посредством печатного ор­гана «Терджиман» («Переводчик») он произвел эффект разорвавшейся бомбы и пошатнул устоявшиеся представления о традици-онном институте семьи и месте женщине в мусульманском обществе. Существует предпо­ложение, что по законам клерикальных традиций того времени, мусуль­манка была превращена в невольницу мужа, а также се­мьи. Ей воспреща­лось появляться в обществе с непокрытой головой, нахо­дится в одном по­мещении с незнакомым мужчиной. Ее основным занятием было лишь ро­жать детей, заниматься домашней работой, помогать супругу по хозяйству. Для того, чтобы понять как относится к этому непосредст­венно историк мусульманской педагогической мысли Гаспринский обра­тимся к одному из его прозаических произведений, опубликованных на страницах газеты «Переводчик» ― «Арслан къыз» (Девушка-львица). В процессе ознаком­ления с многогранной писательской деятельностью ав­тора мы убеждаемся в том, что его беллетристические труды, наряду с произведениями сооте­чественников, больше осуществляют воспитатель­ную функцию, нежели просто развлекательную. Здесь Гульджемал дочь Иззета-ага из Учтурфана, является главной героиней рассказа. Это бесстрашная девушка, которая в одиночку бросает вызов целому китай­скому ополчению, грозившему жи­телям города Учтурфан захватом и расправой. Юная героиня, отчаявшись слабостью городских вельмож, облачается в военные доспехи мужчины-всадника и ведет за собой в атаку целую армию ополченцев. Таким обра­зом, И. Гаспринский создает мусульманский аналог французской народной героини Жанны д’Арк. На­ряду с этим мы не можем оставить без внимания то, что персонаж Гаспринского, выступая как символ женской храбрости, своей цели дости­гает лишь с помощью переодевания в мужчину. Вопреки этому, сюжет произведения не дает повода судить о том, что Гульджемал была лишена прав на собственное «Я». Она получила образование, была обучена навы­кам охоты и езды верхом на лошади, правилам ведения до­машнего хозяйства. Впрочем, женское освободительное движение, разви­вающееся под влиянием газет «Терджиман», журнала «Алем-и нисван», делало ус­пехи на пути к культурной эмансипации. Несмотря на это, боль­шая часть женского населения в Крыму все еще не осмеливалась пересту­пить порог устоявшихся традиций и собственных предрассудков. Напри­мер, извест­ный в то время режиссер Дж. Меинов вспоминает интересней­шие факты из жизни крымскотатарского театра. Вплоть до 1914 года все женские роли на сцене были вынуждены играть мужчины. Правда, иногда организаторы вечеров обращались к дочерям мурз, многие из которых имели светское образование, с предложением сыграть в спектакле. Однако, в силу своего традиционного воспитания, а также опасения общественного осуждения девушки поспешно отказывались от столь заманчивого пред­ложения.
Мусульмане Востока (Китай, Индия, Древний Иран) также жили, при­держиваясь этих законов. Конечно, Исмаил бей мусульманином, но вместе с тем он считался одним из передовых деятелей своего времени. Поэтому его роль в вопросе положения тюрко-татарских женщин была достаточно значимой. В 1882 году в сложный для себя период Гасприн­ский в газете «Терджиман» публикует статью «Нужно ли обучать жен­щин?», в которой пишет: «В одном из моих изданий я имел случай говорить об открытии в Тифлисе женского мусульманского училища, где девочек будут обучать наукам и рукоделию. Преподавать будут женщины, и нога мужчины не ступит на порог этого заведения. По поводу этого некото­рые наши чи­татели выражают недовольство. Почему не следует обу­чать девочек наукам и правилам? Шариат этого не запрещает. Мать или отец, имею­щие средства, обязаны воспитывать и учить своих детей, будь то де­вочка или мальчик, и отвечать за них и их поступки. Необхо­димо учить мальчиков, чтобы они были хорошими мужьями, отцами, работниками. Точно также не мешает учить и девочек, чтобы воспи­тать хороших жён, матерей, хозяек. Насколько воспитанной и образован­ной будет женщина, настолько полезна она будет как дочка, сестра, жена, мать». С мнением И. Гаспринского согласен и его преданный последователь Дж. Керменчикли. Человек, выступающий за полную реконструкцию мировоз­зрений крымскотатарской нации. Здесь он предла­гает идеальную модель крымскотатарского народного государства в образе образованной, куль­турной, свободной и демократичной крымскотатарской женщины.
Первое решительное выступление Исмаила Гаспринского в защиту интересов женщин оказало большое воздействие на все мусульманское общество. Эта тема никогда не выходила из-под внимания Гаспринского, и часто находила достойное место на страницах «Терджимана». Он с особым вниманием изучал вопросы женского образования, ценил многих прогрес­сивных педагогов и мыслителей, в чьих трудах находили отраже­ние во­просы женского образования. Важное место в социально-обществен­ной деятельности И. Гаспринского занимает проблема эмансипации жен­щины, значение и место женщины в жизни общества, и в цивилизации в целом. Он отмечает, что знание в жизни человека ― основное условие развития. Если бы наших детей воспитывали грамотные, образованные люди, тогда бы и нация развивалась быстрее. В свою очередь духовенство негативно воспринимало его стремление к социальному обучению девочек, пробле­мам эмансипации женщин, предоставления им социально-культур­ных прав. В этой сложной ситуации Исмаил Гаспринский решительно отстаи­вал права женщин на образование, требовал законодательно опреде­лять их социально-экономическое и культурное положение. Настоящая проблема нашла свое отображение и в следующем романе И. Гаспринского «Дар-ур рахат мусульманлары» («Страна благоденствия мусульман»). А книга «Къадынлар» («Женщины») стала олицетворением национальной борьбы за отстаивания прав угнетенной женщины-мусульманки. Она начинается со следующего эпиграфа: «Для каждого дома женщина как воздух нужна. Для женщины наука и знания нужны настолько же. Жен­щины должны знать, что они составляют половину человечества и по­тому имеют вели­кое значение. Женщина рожает детей, молоком кормит ребёнка, учит его говорить, воспитывает его. Из уст матери каждый ребёнок слышит слова добра, честности и справедливости. Поэтому, женщина ― это ве­ликая сила, основа семьи и державы». Чтобы вернуть былой авторитет женщин, И. Гаспринский ввёл в книгу следующий раздел под названием «Великие женщины». Здесь он пишет, что в старые времена женщины были и во главе державы, и принимали участие в политике, были учёными, писателями. Среди них, указывает борец за освобождение жен­щины имена Клеопатры, Елизаветы Тюдор, королевы Виктории, рассказы­вает об их заслугах перед Родиной. В книге дана подробная характери­стика женщин многих стран Востока и Запада, подчёркнуты их общие черты и специфи­ческие особенности. Всё содержание книги от начала и до конца пропи­тано чувством уважения к женщине; автор стремится показать роль жен­щины-матери в воспитании молодого поколения, осуждает религиозный фанатизм, который ограничивает путь женщины к равнопра­вию в быту, семье, социальной жизни, призывает женщин к знаниям и культуре, к борьбе за культурную эмансипацию. Рассматривая вопросы об особенно­стях положения в обществе женщин Востока и Запада, в статье, которая называется «Женщина Востока и Запада», Гаспринский пишет о том, что европейские женщины имеют право получать образование, а жен­щины Востока лишены его. В западных странах среди женщин есть учи­теля, врачи, почтово-телеграфные и банковские служащие. Там женщины бо­рются за одинаковые права с мужчинами во всех сферах жизни. Всех этих прав лишена восточная женщина. Гаспринский стремиться поде­литься своими знаниями по проблемам женской эмансипации и советует учиться этому у японцев. В каждом японском селе, пишет он, есть началь­ная школа, которую посещают около 81 % девочек, но японцы и этим не удов­летворяются. Они стремятся привлечь к обучению всех девочек. Образова­ние нужно начинать с начальной школы. Далее следует создавать средние школы, а потом высшие женские педагогические институты. В Японии в центре внимания вопросы морального и этического воспитания, они дос­конально изучают музыку и искусство, они получают хорошие результаты. Нам тоже нужно обучать наукам наших девочек, которые могли бы учиться не только в начальных и средних школах, но и в высших учебных заведениях.
Под влиянием пропагандисткой деятельности Исмаила Гаспринского в Крыму началось движение за социальные права женщин. Отношение к женщинам-мусульманкам за короткий срок изменилось, прежде всего, бла­годаря личным усилиям Гаспринского и его газеты «Терджиман». Одна из его заслуг ― массовое привлечение девочек к обучению и открытию для них школ. С каждым годом число школ для девочек постепенно увеличи­валось. Лучших учениц рекомендовали в гимназии. Чтобы посто­янно ос­вещать проблему женщин и поддерживать интерес к ней, И. Гаспринский публиковал письма, которые приходили в редакцию. Таким образом, он показывал рост самосознания женщин и влиял на формирова­ние общест­венной мысли. Гаспринский с особым вниманием следил за созданием женских школ, принимал участие в их организации и работе, сам открыл специальную новометодную школу девочек в Бахчисарае. Его жена Зухра-ханум руководила женским кружком рукоделия, много внима­ния уделяла художественному воспитанию девочек. Борьба за эмансипацию женщин и женское образование ― важная страница в педагогической деятельности Исмаила Гаспринского. Выдвинутые им идеи и предложения достигли цели. Это выражается в тех правах, которыми владеет в обществе жен­щина, в вопросах образования, труда, во всех сфе­рах социальной жизни.
Подводя итоги, отметим, что педагогические убеждения Гаспринского по отношению женского образования сложились под влиянием прогрес­сивных просветительских идей педагогов европейских стран. С учетом специфики социально-экономической жизни мусульман, особенно­стей их традиций и культуры, Гаспринский смог осветить путь к развитию жен­ского образования в Крыму. Борьба И. Гаспринского за эмансипацию женщин и развитие женского образования проходила в острой дискуссии с духовенством, которое до последнего выступало против обновления школы и развития женского образования.
В решении проблем, указанных в работе, важную роль сыграл научно-популярный труд «Женщины», который поднял авторитет женщины в гла­зах народа, выявил как позитивные, так и негативные стороны традиций Запада и Востока в отношении к женщине. Призывал навсегда покончить с отсталыми законами, принижающими честь и достоинство женщины. По­средством журнала «Женский мир» и статей на страницах «Терджи­мана» педагог-новатор пропагандировал идеи женского образования, отстаивал равное право женщин на получение знаний, подчеркивал, что грамота и наука одинаково необходимы и мужчине и женщине. Личность Гасприн­ского соотносится с выдающимся педагогом-просветителем наро­дов Вос­тока, который внес вклад в теорию и историю педагогики. Это открытие новометодной школы; создание первых национальных учебни­ков; внедре­ние в школьную практику нового метода обучения; организовал фемини­стическое движение в Крыму.
Действия:

0 коммент.:

Yorum Gönder