9 Aralık 2014 Salı

Неизвестные страницы деятельности Тотайкойского педтехникума 1922 -1931 гг.

Постановка проблемы. Народное образование – составная часть национальной культуры и духовной жизни общества. Изучение истории народного образования позволяет глубже понять многие проблемы отечественной истории, в том числе эффективность социальной политики государства, роль общества, интеллигенции, народных масс, в становлении культуры в целом. Обращение к историческому опыту развития народной школы в XIX – начале XX вв. определяется необходимостью научного познания прошлого нашей страны, возможностью использования этого опыта для анализа современного состояния народного образования. Оторванность современной школы от национальных традиций образования очевидна для многих практиков и теоретиков ее реформирования. Она началась в советский период и привела к забвению множества элементов воспитания. Сегодня остро встает вопрос о необходимости воспитания подрастающего поколения с учетом не только общечеловеческих идеалов и ценностей, но и этнических особенностей. Исторический опыт представляет неисчерпаемый ресурс, из которого можно черпать материал для обновления форм и методов обучения. Для этого стоит еще раз обратиться к анализу деятельности ранее существовавших образовательных учреждений.
Актуальность избранной темы объясняется тем, что критическое осмысление нашей действительности требует возвращения к опыту народа, идеи народной педагогики являются неисчерпаемым источником для изучения культуры народа, для возрождения системы национального образования и воспитания подрастающего поколения.
Вопросы развития и структуры конфессионального образования, дающего право работать учителями в начальной школе и духовных училищах, в Крыму ХIХ – начале XX столетия рассматривались в отдельных работах Ф.Андриевского, У.Боданинского, В.Ганкевича, И.Гаспринского, В.Григорьянца, И.Зайченко, Д. Прохорова, А. Глузмана, Л.Редькиной, С. Тигранян, З. Хайрединовой, Д. Абибуллаевой, Э. Аблаева, М. Прохорчик, Э. Абибуллаевой, Г. Кондратюка и др.
Цель – представить общественности ряд интересных фактов о деятельности Тотайкойского педтехникума,которые до сегодняшнего дня оставались неисследованным, темным пятном в деле национального образования крымских татар в начале XX века опираясь на архивные документы ГААРК, считавшиеся утерянными и которые впервые вводятся в научный оборот.
В рамках поиска материала для диссертационного исследования в Государственном архиве Автономной Республики Крым, найдено 125 дел под грифом «Ялтинский татарский педагогический техникум». При детальном изучении выяснилось, что данные материалыотносятся к Тотайкойскому педтехникуму и проливают свет на историю развития и становления педагогического образования в Крыму в 20-30-е годы прошлого столетия. В найденных ценных материалах оказались протоколы школьных заседаний, переписка с Профобром Крыма, списки курсантов, методическая работа техникума, учебные планы и списки преподавателей, расписание занятий и многое другое. По утверждению архивных работников, со дня поступления в Архив этих дел не касалась рука исследователя.
В 1922 году в бывшем имении помещика Кесслера в селе Тотайкой (ныне село Ферсманово) недалеко от Симферополя были созданы Педагогические курсы, которые в 1923 году были переименованы в Крымский Татарский Педагогический Техникум с четырехлетним курсом обучения на основных курсах и один год на подготовительном отделении [1, л. 60]. В быту это учебное заведение стали называть «Тотайкойский педтехникум», это название сохранилось за ним и после перевода в Симферополь летом 1924 года. В Симферополе техникум занял дом предпринимателя Христофорова, по улице Феодосийской дом 1/2 (ныне ул. Киевская 75/1). Открытие Крымского татарского педагогического техникума в феврале 1922 году было своевременным и целесообразным. Целевой установкой Педтехникума являлась подготовка учителей для татарских школ 1-ой ступени. Отделение было одно – школьное, язык преподавания татарский и русский, принимали исключительно лиц крымскотатарской национальности [2, л.52]. Первоначально учебный план педтехникума был с сельскохозяйственным уклоном: первые два курса – общеобразовательный с педагогическим уклоном, и III и IV специально педагогическим уклоном [3, л.1].
В Крымском Татарском Педагогическом Техникуме преподавали учителя, имена которых навсегда вошли в историю. Преподавательский состав Тотайкойского педтехникума за все время его существования объединял лучшие кадры крымскотатарскойинтеллигенции: Амет Озенбашлы, лекции по филологии читал профессор, ученый-тюрколог с мировым именем Бекир Чобан-заде, после отъезда в Азербайджан его заменяет Асан Сабри Айвазов, родной язык – Шевки Бектуре, Хамиде Бектуре учила рукоделию, психологию вел поэт и педагог Абибулла Одабаш, музыку – композитор Асан Рефатов, краеведение и экономическую географию – Фейзи Эдгем, естествознание – Мемет Абдулла, О. Акчокраклы, Умер Аджи-Асан, Бекиров Мустафа, Вели Габилев.Народный Комиссариат Просвещения подбирал кадры для техникума. Ведущую роль по управлению техникумом играл заведующий. Первым заведующим техникума был – Амет Озенбашлы.С 1924 года по 1925 годы техникумом заведует Мустафа Бекиров [4, л.34].В 1925 г. заведующим был назначен талантливый педагог и писатель Вели Габилев [5, л.11] . С декабря 1926 г. по конец 1928 гг. техникумом заведует известный ученый-языковед Якуб Азизов, после него эту должность занимает А. Мензатов с 28.02.1929 года [6, л.48].
Состав 1922-1925 года состоял из 18 преподавателей, из них крымских татар – 6.В 1925-1926 учебном году число преподавателей – 18 человек.В 1926-1927 учебном году работает 16 педагогов, из которых татар – 9. Высшее образование имеют – 13 человек, среднее – 3. Педагогический стаж абсолютного большинства свыше – 5 лет. Нагрузка колеблется от 12 часов и выше, максимальная нагрузка одного преподавателя – 30 недельных часов.[7, л.16].
Из сведений о языке преподавания предметов, становится известно, что в 1925 – 1926 году в Крымском Татарском Педагогическом Техникуме на родном крымскотатарском языке, курсантам преподавалась часть математики в младших курсах – С.Байрашевская, татарский язык и история татарской литературы – А.Айвазов, обществоведение у 1, 2 курса – Гафаров, обществоведение у 3,4 курса – Аблямитов, политпросвет работу – В. Габилев, методика татарского языка – А. Одабаш, музыка и пение – А. Рефатов. Остальные предметы велись на русском языке [8, л. 75].
Руководство Техникума стремилось к тому, чтобы большинство предметов преподавалось на родном языке. Однако в виду того, что квалифицированных преподавателей из числа крымских татар было очень мало, в 1927 году около 54% учебных дисциплин преподается на русском языке,которым учащиеся не достаточно владеют. По сравнению с 1925-1926 учебным годом, сведение преподавания дисциплин на родном языке почти до половины, можно считать достижением техникума, так как до 1927-1928 учебного года преподавание на русском языке велось на 65%. И педруководство Техникума в 1927-1928 учебном году ставило целью понизить % преподавания на русском языке до 45% благодаря привлечением крымскотатарских преподавателей. В связи с отсутствием учебников на родном языке, преподаватели ведущие преподавание на татарском языке нередко пользовались учебниками на русском языке. Это положение также очень сильно ослабляло и понижало производительность и продуктивность энергии затрачиваемой учащимися [9, л.81].
В 1928- 1929 учебном году преподавателей в техникуме было 20 человек, из низ крымских татар – 7, русских – 13.
Преподавательский состав Тотайкойского Техникума за известные годы:

Препод.
1922-1923
1923-1924
1924-1925
1925-1926
1926-1927
1927-1928
1928-1929
1929-1930
Русск.

8ч.- 50%
8ч. – 44,5%
11ч.-64,7%
10ч.-55,5%
9ч.-52,9%
12ч.-57,1%
13ч.-65%
Кр.тат.

8ч. – 50%
10 ч.- 55,5%
6ч.- 35,3%
8ч.-44,5%
8ч.-47,1%
9ч.-42,9%
7ч.- 35%
Всего

18
18
17
18
17
21
20

Из составленной нами таблицы видно процентное соотношение преподавателей.
В техникуме большое внимание уделялось кружковой работе. Наиболее интенсивно работал кружок краеведческий, главной задачей которого являлось обследование г. Симферополя, кружок по письмоводству и политический, работа которого носила характер практический и велась активно-трудовыми методами; многие из учащихся посещали литературный кружок преподавателя А. Айвазова [10, л.113].
Также активно велся музыкальный кружок, где студенты занимались не только пением, но и игре на музыкальных инструментах, был создан духовой оркестр под руководством Асана Рефатова. Известно, что в это время талантливый композитор А. Рефатов написал «Тотайкойский марш», «Марш джигитов» (на слова Б. Чобан-заде). Можно предположить, что «Тотайкойский марш» был своеобразным гимном педтехникума.
Поступать в Тотайкойский педагогический техникум имели возможность лица только татарской национальности с 14 до 28 лет, предпочтение отдавали рабоче-крестьянской молодежи, девушкам.
По данным найденным в архивеГААРК нами составлена таблица показывающая состав и количество учащихся за период 1922 по 1928 годы:


1922-1923
1923-1924
1924-1925
1925-1926
1926-1927
1927-1928
1928-1929
1929-
1930
Подготовит.


28
32
52
50
41
41
I


32
35
41
45
41
43
II

59
40
31
29
44
41
44
III

54
62
35
27
30
37
34
IV


34
59
34
22
24
29
Семин. гр.

-
-
-
7
-
-
-
Муж/жен




148/42
147/44
134/52
125/67
От 13-14 л.


2
-
-
-
-

от 15-18л.


83

20
41

41
от 18-20л.


53

81
110

71
от 20-25л.


58

80
22

57
св. 25 л.




9


5
Всего
150
168
196
192
190
191
186
192

Стипендии в 1925-1926 году отпускалось на 200 человек из расчета 9р.50 копеек на питание одного человека в месяц и 44 рубля в год на одного человека на вещевое довольствие. Из общих сведений о техникуме: «Обмундирование учащиеся удовлетворены на все 100%. Отпускаемая на питание сумма в 9р.50коп. на одного учащегося в месяц – цифра не достаточная, в особенности с повышением цен на продукты» [2, л.53].
В 1926-1927 стоимость обучения одного учащегося за год равнялась – 26р.30 коп. Распределение этой стоимости обучения таково – стипендия составляет 54%. Содержание помещений, ремонт, топливо и разные хозяйственные расходы – 14%, содержание обслуживающего персонала – 24% и учебные расходы – 8% [7, л.22].
В 1927-1928 годовая стоимость одного ученика – 371р.70к. (стипендия, питание и вещевое довольствие – 165р., содержание обслуживающего персонала – 142,50к., содержание помещений: ремонт здания, топливо и хозяйство – 38,20к., учебные расходы – 26р. [11, л.80].
В техникуме была библиотека, которая насчитывалав 1927 году свыше 7.000 экземпляров [11, л. 81].
Учебный год делился на три части, так называемые триместры. Были зимние, весенние и летние каникулы с 15 июня по 15 августа. В связи с отсутствием среди татарской рабоче-крестьянской молодежи подготовленных для Педагогического Техникума ученических кадров, Тотайкойскому техникуму пришлось значительно уклониться от действующего нормального положения приема в Педагогический Техникум.
К 1927-1928 учебному году Тотайкойский педтехникум окончательно выработал учебно-методические планы применительно к своей специфике. По этим составленным планам Тотайкойский педагогический техникум работал до 1931 года. К сожалению сведения о данном педтехникуме на этом обрываются и до сих пор доподлинно неизвестно, на основании каких фактов он был закрыт.
До 1928 года, учащиеся получали квалификационные дипломные работы вначале 2 триместра, приблизительно в начале января. Учащиеся должны были к концу учебного года их проработать и защитить. В 1928 году дипломные работы были даны в конце учебного года, проработать и защищать их учащиеся должны были после годовой практической работы, на основании ежедневного опыта в школе [12, л. 77].
Техническая сторона получения квалификации представлялась таким образом: во-первых, учитывался академический успех учащегося за все время его пребывания в техникуме в особенности последнего его года, во-вторых, принималась во внимание дипломная работа и работоспособность на педпрактикуме во всех видах и отраслях школьной работы. Эти сведения прорабатывались предварительно и подытоживались педколлективом и затем в конце года квалификационной комиссией. По окончании курсантами техникума на руки им выдавалось удостоверение.
В 1922 – 1923 учебном году число окончивших техникум – 3 человека [13, л.23].
В 1923 – 1924 учебном году Тотайкойский педтехникум выпустил первый полный выпуск курсантов – 28 человек (19 мужчин и 9 женщин). Выпуск курсантов произошел 28.08.1924 года в 18-00 в доме Просвещения. [14, л.16].
В 1924 – 1925 учебном году педтехникум выпустил - 34 курсанта.
В 1925 – 1926 учебном году выпуск составил 59 человек. Трое, из данного выпуска поступили в Вузы, один послан по линии политпросвет работы, один по комсомольской линии, трое уехали на Кавказ (один из которых заведует Областным Политпросветом, а двое работают учителями). Семь человек оставлены в семинарской группе техникума и одновременно работают в школах города Симферополя. Остальные 45 человек распределены учителями деревенских школ по районам Крыма, один (вследствие дефекта - заикания) – на техническую работу. При выпуске Педтехникум обязал всех окончивших, по истечении учебного года прибыть на конференцию техникума, сдать отчеты о годовой проделанной работе, разобрать очередные методические вопросы [7, л. 20].
В 1926 – 1927 учебном году выпуск составил 33 человека [11, л. 79].
В 1927 – 1928 году очередным выпуском выпустил и направил – 21 преподавателя, из них 2 женщины. Все выпускники были распределены Крымнаркомпросом по районам Крыма. Выпускников поделили на три группы: первая группа – из 9 человек – могут с успехом вести работу во всех областях школьной работы и руководить педагогическими коллективами. Вторая группа из 7 человек – в состоянии справится с работой в татарских школах 1-й ступени. И третья группа – учителями массовой школы [15, л. 23; 11, л. 91].
В 1929 году выпуск составил – 23 человека. Из них сельскими учителями – 16 человек, поступили в ВУЗ/ пединститут – 5 человек, уехал на Кавказ – 1, в других учебных заведениях – 1.
Из вышеизложенных данных за известные нам годы существования, Крымский Татарский Педагогический Техникум выпустил в общей сложности – 201 педагога, так нужных для школ Крыма.
Выводы.Тотайкойский Педагогический Техникум в 1922 – 1930 годы являлся центром возрождения и развития народного образования и продолжения традиций народной педагогики, воспитания интеллигенции, повышения уровня грамотности и развития культуры крымскотатарского населения.Сфера его профессиональной деятельности – образовательная и воспитательная выступали стержневой основой национальной культуры.
За время своего существования техникум систематически завоевывал симпатию населения. Деятельность техникума должна рассматриваться с точки зрения особых условий, в которых он находился. К этим особенностям относятся в первую очередь слабая подготовка поступающих в техникум, незнание русского языка, ограниченное количество учебников и учебных пособий, слабая материальная база и многое другое. Тотайкойский педтехникум в первую очередь ставил перед собой задачу – подготовить в своих стенах квалифицированных педагогов для школ. Несмотря на сложную обстановку как политическую, так и образовательную, Тотайкойский педтехникум с поставленной задачей справился на отлично, дав Крыму новое поколение крымскотатарской интеллигенции.Тотайкойский педагогический техникум за период своего существования 1922-1931 гг. подготовил и выпустил целую плеяду выпускников, которые оказались достойными своих выдающихся учителей. Впоследствии некоторые из выпускников педтехникума, а именно Мерьем Османова, Зейнеб Аббасова, Мустеджап Тогунджи, Эмирасан Куртмоллаев, Девлетов Али, Джавтобели Зиядин, Джаманакълы Керим, Кадыр Халиль, Касимов Асан, Кендже Джемиль, Куртмоллаев Эмирасан, Эюпов Гафар и др., становятся педагогами и руководителями учебных заведений, авторами учебников для крымскотатарских школ. Амит Алиев, Энвер Муратов, Осман Батыров, Ибраим Бахшиш и др., мы встречаем среди переводчиков учебников. Проявили себя как поэты – Зиядин Джавтобели, Фетта Аким, Джемиль Кендже, Зейнеб Аббасова, Ибраим Бахшиш, Ибраим Акманайлы, Таир Усеин. Большой вклад в развитие крымскотатарской фольклористики и литературоведения внес кандидат филологических наук Керим Джаманаклы. Асан Касимов стал впоследствии известным ученым-химиком. Почетное место среди выпускников занимает выдающийся организатор крымскотатарского национального движения за возвращение в Крым, журналист Джеппар Акимов.

Список использованной литературы:

1.    ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д.33
2.    ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д. 44
3.    ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д. 8
4.    ГААРК, ф.Р-20, оп.3,д.20
5.    ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д. 13
6.    ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д. 128
7.    ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д. 64
8.    ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д.34
9.    ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д. 87
10.              ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д. 10
11.              ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д. 111
12.              ГААРК, ф. Р-3440, оп. 1, д. 135
13.              ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д. 130
14.              ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д. 6
15.              ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д. 138

С. А. Усманова (Крым, г. Ялта)
Действия:

0 коммент.:

Yorum Gönder