25 Aralık 2015 Cuma

Культура тюркских народов Кавказа и Крыма

Çağdaş dönemde kültürel bakımdan dünya halklarının tecrübesinden bahrelenmeyen etnik toplum, birliğ bulmak zor. Evet, şu anane kültürel küreselleşmede kültürel kimliğe ilgini çoğaldır. Çağdaş halkların türlü kültürleri sürekli gelişir, bütünlüyünü, kültürel kimliğini koruyarak dünya kültür seviyesine ulaşımı için çaba gösterir.
Kültürolojik araştırmalardan belirlenir ki, Kırım ve Kafkas`ın Türk halklarının benzer kültür bilikteliği çağdaş Türk ideolojisinin formalaşmasına şerait oluşturur.
Bu erazi yüksek sosyal ve etnopsikolojik gerginlik objesi gibi görünmektedir. Yakın komşuluk ve büyük siyasal ilişkiler müsliman kültürünün gelişmesi için imkan sağlayan Rusiya ve Ukrayna`nın devlet taleyini teyinetme ve bu yönden Türk etnoslarının köklü şekilde gelişimine hizmet edir.
Dr.Vügar Kerimli
 
Now it is almost impossible to find a single ethnic community, which has not experienced the impact from the cultures of other peoples. It was this trend of cultural globalization especially sharpens interest in cultural identity. The cultural diversity of contemporary peoples even increased, and each of them seeks to maintain and develop its integrity and cultural character.
The author of the cultural analysis of the Turkic peoples of the Crimea and the Caucasus reveals a modern Turkic ideology uniting peoples with similar culture.
The Turkic world region is an area of relatively high social and ethno psychological tension. Close proximity and the largest political ties strengthen indigenous Turkic ethnic groups of southern orientation of Russia and Ukraine in the form of self-determination that create greater space for the development of the Turkic Muslim cultures.
Dr. Vugar Karimli

В современную эпоху тюрок разделяют политические границы, идеологические и религиозные барьеры, все более обособляющиеся языки и даже применяемые алфавиты (арабица, латиница и кириллица). За последние 200 с лишним лет некогда великий кочевой суперэтнос Евразии пришел в упадок.
Обращение к историческому прошлому тюркских народов– это не просто процесс изучения родственных тюрков (по языку, по происхождению, по культуре, и т.д.), а главным образом справедливое акцентирование внимание на проблемы исторического развития тюрков и неоднозначные оценки их роли в регионе.
В настоящее время в культурологической науке значительное внимание уделяется изучению культурного феномена этноса, и в частности изучению народных обычаев и обрядов. Это способствует решению важных вопросов, и в первую очередь, исследованию вопроса происхождения того или иного народа, этнокультурного взаимодействия с  другими народами, и позволяет заполнить имеющиеся пробелы в знании древних пластов традиционной культуры.
Обычаи и обряды являются важными составляющими элементами духовной  культуры каждого народа, в которой из поколения в поколение передается содержание и форма всех обрядов, представляющих ценность для культурного  и хозяйственного развития народа. Накопленные знания хранятся в народной памяти в виде верований и примет, в виде определенной системы счета времени и т. д. Обычаи и обряды  являлись как бы неписаным сводом правил поведения в общественном и семейном быту.
В традиционной культуре непосредственно отражаются все изменения, происходившие с народом на протяжении его истории, будь то смена хозяйственного уклада, территории проживания, религии и т.д., что, в конечном счете, называется этнической историей. Более или менее значительные изменения в народной обрядности происходят только под действием глубоких и длительных этнокультурных процессов.
Сохранить свою этническую и этнокультурную идентичность народ способен только посредством заботы о сохранении национального языка, традиционных форм быта и культуры. Традиции поддерживают связь между прошлым, настоящим и будущим, формируют бытие истории. В этом стремлении народа существенную помощь способно оказать демократическое, выражающее волю народа государство.
Национальные культуры народов Кавказа и Крыма находятся в постоянном движении-исчезают красивые обычаи,забываются нормы  национального этикета.  Такое положение  обусловлено многими факторами. Утрата  традиционных культур грозит дальнейшему существованию самого этноса. У тюркских народов Кавказа и Крыма много общего в этногенезе и этнокультуре, что нашло отражение в их обычаях, и в традициях. В историческом прошлом закладывались основы их материальной и духовной культуры. Накопленные всей историей, духовные ценности закреплялись в памяти этноса. Традиции и обычаи  в   этих обществах,  имели силу закона. Здесь все  принадлежало всем, и все в равной  степени были ответственны перед традициями и обычаями.
Крым так же как и Кавказ является многонациональной общностью, которая связана между собой генетически, большей частью - контактно, а в целом имеет близость в историко-культурном развитии. В течение многих столетий среди многочисленных племен и народов происходили особенно интенсивные межэтнические процессы, приводившие к сложным и многообразным культурным взаимовлияниям.
Тюркоязычные племена если и были когда-то одним народом, то очень давно. Родственные племена соединялись, образовывали союзы, часто воевали, либо захватывали их, либо, потерпев поражение, становились частью их войск.  В многовековой истории тюркских племен были случаи возникновения могущественных империй. Как правило, это происходило вследствие объединения ряда племен и народов с последующим их распадом на мелкие ханства. Поэтому этнические имена тюркских народов то исчезали бесследно, то сменялись другими, то вновь возрождались, обретая былую славу. В истории это известно как феномен так называемых «скользящих этнонимов»[3].
Тюркские племена, заселившие обширные территории, в результате постоянных контактов между собой в течение веков выработали единую духовную и материальную культуру. А так как это возможно только тогда, когда люди владеют одним языком или, по крайней мере, разговаривают на близких, взаимопонимаемых языках, то на всей этой огромной территории должен был быть единый язык или, скажем, диалекты близкородственного языка. Это корневое единство сохранилось в тюркских языках до наших дней.Язык нельзя назвать сознательным изобретением человечества, но и он совершенствовался на протяжении тысячелетий, и должен рассматриваться как часть культуры, связанной с мышлением и своей структурной завершенностью. Стремление тюрков к совершенствованию отразилось на формировании их языка. Устойчивость и сохранность тюркских языков давно известна-она заложена в самой основе агглютинации. Когда человечеству потребовался искусственный язык межнационального общения, он был создан по тюркской модели из ограниченного числа корней, где основную роль играют словообразующие суффиксы.
Тюркские языки очень близки друг к другу, особенно если отвлечься от иностранных слов, проникших в огромном числе в языки тюрков-мусульман. При сравнении отдельных тюркских языков между собой легко выявляется один общий тип языка, яснее всего выступающий у алтайцев. Тип этот характеризуется своей необычайной стройностью. Звуковой состав слов нормируется рядом законов, которые в чисто тюркских, незаимствованных словах не терпят исключений.
Исследователи отмечают зональную близость Кавказа и Крыма. Как пишет  В.И.Абаев:«Все народы Кавказа, не только непосредственно соседствующие друг с другом, но и более отдаленные, связаны между собой сложными  прихотливыми  нитями языковых и культурных связей. Создается впечатление, что при всем непроницаемом многоязычии, на Кавказе складывался единый в существенных чертах культурный мир» [1]. Грузинский фольклорист и ученый М.Я.Чиковани подтверждает подобный вывод: «Многие «вековые образы», созданные кавказскими народами, давно уже вышли за национальные рамки и, стали общим достоянием, несмотря на языковые преграды. Глубоко содержательные сюжеты и образы, с которыми связаны возвышенные эстетические идеалы, нередко развивались коллективными творческими усилиями. Процесс взаимообогащения фольклорных традиций кавказских народов имеет многовековую историю».
Сохранение и воспроизводство традиционной культуры в новых социально-экономических условиях потребовали ответа на такой принципиальный вопрос - кто является субъектом воспроизводства традиционной культуры? Таким единственным субъектом является народ. Однако роль различных социальных слоев в этом процессе неодинакова. Cохранение традиций на Кавказе объясняется многими причинами и, в частности, тем, что здесь многие народы довольно долго развивались в рамках традиционного общества.
Традиции, обычаи формировались в жизни народа в течение многих столетий. По ним можно было судить не только о национальном характере людей, но и отношениях в области экономики и духовной жизни народа. На традиционном опыте и связях кавказских народов основывалось и основывается развитие политики, философии, искусства, литературы, быта, нравственности, воспитания и многих других явлений в духовной жизни. Каксвидетельствует история, нравственное воспитание и этническая культура укавказских народов складывались и осуществлялись на основе традиций, обычаев и нравов, унаследованных в социальном опыте и жизни предыдущихпоколений. Обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколение, вразличные эпохи находились во взаимосвязи с общественной моралью.
Традиционная культура кавказских народов изобилует традициями,в которых закреплялись символические (знаковые) формы отношений. Ународов Кавказа традиции и обычаи обозначались термином «адат», что означает «неписаный закон». Адатом, народными обычаями, управлялись все дела. Возникновение и формирование нравственных обычаев и традиций происходили на основе общественных потребностей, интересов, чувств, эмоций, навыков, привычек людей. В обычаях кавказских народов особое место занимает гостеприимства. Уникальность и неповторимость кавказских гостеприимства заключается в том, что важнейшие его принципы чуть ли не по пунктам совпадают с требованиями дипломатии всех времен и народов .К древнейшим обычаям и традициям кавказских народовотносится общественная взаимопомощь. К ним относятся формы взаимопомощи, связанные с хозяйственным и семейным бытом (пахота,сев, обработка полей, уборка урожая, заготовка сена, содержание скота, по случаю рождения ребенка, в свадебных и похоронных обрядах). Традиции взаимопомощи как неотъемлемая часть общественного быта играют важную роль в жизни людей. В них находит отражение подлинный характер человеческих отношений, атмосфера настоящего коллективизма и товарищества, сплоченность и дружба в обществе, в котором они бытуют. Многие  известные ученые: С.И. Семенов, К.В. Чистов, И.В. Суханов, Ю.М. Лотман и др.,- начали разрабатывать проблемы сущности традиций и традиционности, показали отдельные аспекты социально-культурного  наследования, различия между "первичными" и "вторичными" традициями [2].
В нынешних условиях большинство жителей  Кавказа и Крыма  стремятся возвратиться к ценностям прошлого, в том числе и к традициям. Такой поворот сознания  объясняется тем, что культурная традиция в своей сущности "смыкается" с гуманистическими ценностями и прежде всего, с коллективистской природой человека, которая выражает достоинство и личностную ценность индивида в общности.  На мой взгляд, актуален анализ полиэтничных регионов, где резко меняющиеся социальные условия в очередной раз подвергают испытанию на прочность национальные  культуры.
Этнические культуры могут содержать нетрадиционно-модернистские элементы. Учитывая это, можно дать такое  определение: "Традиционная  культура -  это  тип  культуры, для  которого характерно  такое  социальное регулирование, приспособление к среде и развитие человека, в котором главную роль играет традиция, т.е. социально санкционированный стереотип поведения и мышления". Важнейшие отличия традиционной культуры от нетрадиционной видно в относительно низких темпах обновления социальных стереотипов, их степенях автономности и обособленности. Понятие, сущность и типологические отличия традиционной культуры - вот главный предмет анализа. Вместе с этим  обратим внимание на социальные аспекты традиционности и в частности, на особенности положения в ней личности. Выявляется важное отличие традиционной культуры Кавказа от традиционных культур некавказских народов. С моей точки зрения, социальная грань между различными слоями в кавказских  традиционных  обществах не  была  столь  явной,  как  это  было  в некавказских  культурах.     Подобное определение параметров Кавказа итакое разделение социально-экономическогопространства, полагаем, наиболее адекватно отражаютсовременную геополитическую реальность региона. С точки зрения цивилизационного развитияСредневековье оставило нам великое культурноенаследие. Это касается как Европы  вообще, так иконкретно Кавказского региона. Именно в средние векасформировалась европейская цивилизация, частичнаяуниверсализация которой впоследствии осуществиласьво всем мире.
Современное изучение этнических культур основывается на методах этнографического и исторического анализа, социологии, достижениях структурной лингвистики. Культура при этом рассматривается как система символов и значений, которая требует своей интерпретации и объяснения.
Мы будем исходить из следующего понимания культуры. Культура – это внебиологический выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности. Именно такое комплексное понимание культуры на основе деятельностного подхода позволяет найти адекватное определения феномена этнической культуры. Это совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности.
Семейный быт каждого народов, как и культурно-бытовой уклад вообще,обладает национальной спецификой. В недавнем историческом прошлом в культуре и быте коренных народов Кавказа и Крыма  было немало общих черт, обусловленных причинами как этнического, так и исторического порядка [4].
Однако и у неродственных между собой народов региона в силу сходных условий жизни и многовековых культурных взаимодействий выработался ряд близких, а подчас и тождественных особенностей быта. Моноэтническое изучение семейного быта как феномена автохтонной культуры открывает такие возможности обобщения, которых не всегда дает исследование какого-нибудь отдельно взятого народа. Именно такой подход позволяет выявить не только этнические, но и этнорегиональные особенности и закономерности культуры и тем самым составляет необходимую ступень в установлении общего и национально-особенного в современном образе жизни, как последовательном процессе развития культурных феноменов.
 Сегодня уже ХХI век! И давно уже в ходу не столько слова ум, разум, сколько такие как интеллект, культура. Легко согласиться, что человека разумного создала сама живая природа, предлагая ему решение ряда задач, связанных с необходимостью приспосабливаться к условиям, которые она ему и диктует, и где, как выявили ученые, неумолимо действует закон естественного отбора. На вопрос: действуют ли эти законы природы на нас сейчас, в условиях нынешней глобализации? – ответ может быть только положительным. Да, действуют, ибо и поныне человек в своей абсолютной массе пребывает в нужде, и потому вынужден приспосабливаться к обстоятельствам. То есть, говоря иначе,  человек, из статуса «homo sapiens» «человека разумного», переходит в статус «homo culture» «человека культурного».
Символы и знаки – это зрительный образ, в котором закодирована память. В этом смысле интересны символы и знаки, относящиеся к этнической памяти. Расшифровать – значит более полно понять сегодня, что хотели сказать мастера прошлого о своей духовной жизни, о красоте, о значительных событиях в жизни этноса.  Изучение и раскрытие этих символов позволяют почерпнуть знания не только исследователю-этнографу, но и человеку, прикоснувшемуся к загадке и тайне, скрытых в этих символах. 
Символ, орнамент, вышивка – это иносказательный язык души, образное восприятие народа. Крым и Кавказ  – это необычное, живописное сочетание красок, красоты пестрых цветов и контрастов. Сама природа диктовала выбор определенного цвета.
Менталитет степных женщин выражался в выборе основных цветов, связанных с физической силой, с практическим, земным ощущением. Глубокое бордо обозначает зрелость, силу мужского начала. И, конечно же, общий - красный, который носили исключительно женщины. Это цвет активного начала, иногда он использовался как оберег от дурного глаза. Секреты и тонкости вышивания переходили наследственно по женской линии от матери к дочери, из рода в род. Мастеру или мастерице, изготавливающим любую вещь, приписывалась особая сила. Это было определенное таинство, от которого зависело, как будет носиться эта вещь и принесет ли она удачу[5]. 
Большинство известных символов носит характер общечеловеческих. Например, символ шестиконечной звезды, - звезды Дауда. Выбор именноэтого символа на ювелирном украшении "фес-тепелик" (навершие на фес) не случаен. На темени у человека находится так называемый энергетический центр связи человека с космосом, Богом. Можно только восхититься мудростью предков, которые, возможно интуитивно, выбрали именно этот символ. 
Крымо-кавказские связи прослеживаются в духовной культуре многих этносов-в обычаях, нравах, обрядах, фольклоре, а также в дохристианских и домусульманских религиозных верованиях.Подытожив, можно заключить, что тождество многих черт культуры народов Кавказа и Крыма  объясняется не только сходством их географического положения, но и одним общим истоком-вкладом тюркских племён в материальную и духовную культуру региона. Эти контакты привели к созданию многих сходных черт в культуре, традиционных верованиях в быту, фольклоре и т. д.
Надо заметить, что в последнее время наиболее участились случаи искажения истории и этнологии Кавказа и Крыма, создаются разного рода мифологемы по этому поводу. В этом плане особенно активизировались представители тех этносов,  которые сравнительно поздно стали коренными этносами этих регионов. Имеют место факты присвоения пришлыми этносами чужого культурного наследия,  истории и достижений некогда живших на этих территориях и исчезнувших коренных этносов.         
Важно отметить, что, становясь участниками любого вида межнациональных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, как правило, существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, нормах общественного и семейного быта зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Главное препятствие, мешающее успешному решению проблемы межэтнического взаимодействия, состоит в том, что человек воспринимает другие культуры через призму своей культуры, поэтому его наблюдения и заключения ограничены ее рамками.

Библиография:

1. Дамениа О. Н. Кавказская культурная общность: миф или реальность? / О. Н.Дамениа // Научная мысль Кавказа. – 2002. – № 1. – С. 45-55.
2. Захаров А. В. Традиционная культура в современном обществе / А. В. Захаров // Социс. – 2004. – № 7. – С. 105-106.
3. Лайпанов К. Т. О происхождении тюркских народов / К. Т. Лайпанов, И. М. Мизиев. – Нальчик, 1993  
4. Стратинович Г. Г. Этнонимы / Г. Г.Стратинович. – Москва, 1970.
5. Кафаров Т. Э. Традиционные этические ценности в современной этносоциальной среде / Т. Э. Кафаров // Научная мысль Кавказа. – 2006. – № 2. – С.22.


Вугар Керимли


Действия:

0 коммент.:

Yorum Gönder