25 Aralık 2015 Cuma

Законадательный и партийный механизмы в представительстве этнических интересов

Представительство этнических интересов один из механизмов обеспечения прав человека, выражения потребностей группы, снижения конфликтности. В рамках гражданского общества это действующая система консолидации фрагментированных сообществ. Поэтому эта проблема требует разностороннего и глубокого анализа.

The legislative and pahty mechanisms of representation of ethnic interests

Representation of ethnic interests is one of the mechanisms of human rights` implementation, the expression of group`s needs, the reduction conflicts. As part of civil society it is actually the consolidation of the existing system of fragmented communities. Therefore, this problem requires a multifaceted and deep analysis.


В политической системе существует ряд институтов, выполняющих функции представительства интересов, их взаимодействие представляет собой механизмы представительства интересов. Выделяются следующие их виды: законодательный, партийный, региональный, корпоративный, лоббистский.
Законодательные механизмы представительства интересов представляют собой политико-правовые способы опримизации межэтнических отношений и гарантированное законодательное обеспечение участия представителей этнических групп в политическом процессе и государственном управлении. Базовым компонентом этого механизма является Конституция с закрепленными в ней положениями о правах этнических групп и механизмов их социального и политического участия. Например, на Кипре конституционно  установлено, что председателем Палаты представителей является грек, избираемый депутатами от греческой общины, а заместителем председателя – турок, избираемый депутатами от турецкой общины. Они избираются раздельно, во время одного и того же заседания, в начале сессии и на весь срок полномочий Палаты представителей (ст.72 Конституции 1960 г.). В случае их временного отсутствия или незавершенности процедуры по замещению вакантной должности их функции осуществляются старшим по возрасту депутатом соответствующей общины, за исключением того случая, когда депутаты данной общины решат иначе. В Конституции также установлено, что на должности секретарей Палаты представителей назначаются два грека и один турок, аналогичное регулирование имеется и в отношении должности наблюдателей Палаты представителей [5].
Следующим компонентом законодательного механизма выступают соответствующие законодательные акты. Среди которых наиболее значимыми должны быть «закон о национальных меньшинствах», « закон о языках», «закон о гражданстве», «закон о выборах», «закон о гражданстве», «закон о самоуправлении»,  «закон об объединениях граждан» и др.
Базовым компонентом является концепция национальной этнополитики. В ней отражаются, как правило, стратегическое развитие межэтнических отношений в государстве. В определении этнополитики выделяют две модели:  субсидиарная и консоциальная.
Понятие субсидиарной модели широко используется в странах Западной Европы. Суть ее сводится к политике точной адекватности, в рамках которой активная роль отводится, прежде всего, гражданскому обществу и его институтам. При этом за государством должны сохраниться нормативная, координирующая и контрольная функции. [10].
Субсидиарность подразумевает, что политическое действие происходит на том уровне, который наиболее соответствует решению возникшей проблемы. Для этого она регулирует отношения между различными уровнями управления и включает в себя:
- конституционный принцип разделения полномочий между разными уровнями управления;
- защиту более низкого уровня управления от чрезмерной централизации;
- развитие демократии в системе многоуровневого управления [там же].
Фактически речь идет о модели распределенного управления этнополитическими процессами. При этом, во-первых, ставка должна делаться не столько на администрирование и руководство «сверху», сколько на сотрудничество в рамках единой структурно-функциональной зависимости. Во-вторых, управляющее воздействие должно синтезироваться на основе единой идеологии, формирующейся совместно как в центре, так и в регионах. Особо подчеркнем, что приоритет решения локальных и региональных проблем необходимо передать на соответствующие уровни.
Субсидиарный принцип государственной этнополитики предполагает активную позицию гражданина, его включенность в неправительственные организации и институты гражданского общества, что требует новой идеологии и новой модели этнических отношений между личностью, обществом и государством. Это важно потому, что этнические противоречия и этнические конфликты чаще всего произрастают из местных проблем, а их эскалация происходит из неспособности низовых властных структур решать эти проблемы, главным образом по причине ограниченности прав и скудости ресурсов.
Для Украины этот принцип требует развитие гражданского общества, его социальной основы – среднего класса, и активной осознанной мотивированной гражданской позиции индивида, а также трансформации политической системы в стoрону эффективного регионализма. Однако, понятие эффективного регионализма зачастую сводится к федерализации. А подобная  идея для Украины представляется спорной.
Консоциальная модель подразумевает четыре механизма и подразделяет их на два главных и два вспомогательных признака. «Главные признаки – большая коалиция и автономия сегментов, поскольку именно они максимизируют влияние каждого сегмента в процессе принятия решения двумя путями: путем участия наряду с другими сегментами в решениях по общим вопросам и утверждения исключительного права принимать решения по проблемам, для которых общего согласия не требуется. Признаки вспомогательные, значительно усиливающие действие главных, - это пропорциональность и право вето» [6].
Потребности и интересы социальной системы сочетаются в государственном управлении с помощью двух основных средств: политического представительства (как правило, по партийной линии) и функционального представительства  (по линии субъектов социально-экономической деятельности). Поэтому в теории различают два взаимосвязанных пути представительства интересов: 1) представительство в рамках избирательных систем и электорального процесса, где ведущую роль играют политические партии, и 2) прямое, или функциональное, представительство, где основными движущими силами выступают организованные группы. Оба эти вида представительства носят общественный характер и выводят на принятие наиболее значимых государственных решений, имеющих, как правило, форму законодательных актов. Это определяет парламентское представительство в более широком контексте, подразумевая систему законодательно-представительной власти и законотворческий процесс в целом. Парламентаризм в широком толковании охватывает всю совокупность представительных и законодательных институтов в масштабе всего государства. Представительная составляющая государственной власти рассматривается как институциональная форма осуществления народной воли. Она есть публичная власть, с помощью которой реализуется публичный интерес как сочетание государственного, национального и общественного интересов. Парламентаризм получает свою жизнь вследствие реализации права и законов. Представительство интересов в парламенте носит государственно значимый характер в масштабе всего общества [2].
Так, например, одной из подобных процедур является  законодательное установление пропорций представительства различных этнических групп в парламенте. Он был избран, например, на Кипре и в Бельгии. Исследователь Б. Исмаилов отмечает, что согласно ст.62 Конституции 1960 г. из 50 депутатов, составляющих парламент республики Кипр, 70 % избирается греческой общиной, а 30 – турецкой общиной из представителей каждой общины в отдельности. По пути установления пропорций пошла и Бельгия, причем в этой стране пропорция поддерживается с помощью довольно сложной системы формирования представительного органа. Если Палата представителей формируется на пропорциональной основе, то Сенат формируется тремя способами: сорок сенаторов избираются избирательными коллегиями (25 из них - нидерландской избирательной коллегией, 15 – французской); двадцать один назначается Советами сообществ (10 - Советом Фламандского сообщества, 10 - Советом Французского сообщества и 1 – Советом Германоязычного сообщества) и десять назначаются указанными выше сенаторами [5].
Тот же принцип пропорциональности был положен в основу формирования Парламентской Ассамблеи Республики Боснии и Герцеговины 1995 г., согласно ст. IV Конституции в составе Палаты народов предусмотрено 15 депутатов (пять хорватов, пять боснийцев и пять сербов).
Близок в этому принципу и принцип квотирования. Кворирование предполагает гарантированное получение мандатов в органах государственной власти представителями этнических групп.
 Институт квотирования в избирательном процессе явление довольно распространённое в мировой практике. В зарубежных странах существуют квоты для представителей от национальных меньшинств, институтов гражданского общества, женщин и президентские квоты. Так Законодательные квоты для представителей национальных меньшинств в парламенте предусмотрены законодательством 52 стран. Законодательные квоты (от 1 до 10 мест) для представителей национальных меньшинств в нижней палате Парламента предусмотрены в 35 странах мира, в том числе в Бельгии, Дании, Индии, Иране, Италии, Казахстане, КНР, Пакистане, Португалии, Хорватии, Румынии, Словении, Сербии, Финляндии и др. Квоты для национальных меньшинств в верхней палате Парламента предусмотрены законодательствами 17 стран мира [5].
В Крыму так же был использован принцип этнического квотирования в период с 1994 по 1998 г.г. Тогда в 4 одномандатных избирательных округах для представителей депортированных этнических групп и многомандатный крымскотатарский округ по которому избирались 14 депутатов.
В целом, очевидно, что принцип квотирования должен использоваться как временная мера, направленная на преодоление каких-либо проблем, связанных с неравным распределением властных ресурсов в обществе, преодоления межэтнической напряженности путем кооптации этнических меньшинств во властные структуры, приобщения этносов к ценностям данной политической культуры.
Рассмотренные выше способы реализуются с помощью избирательной системы. Подробно технологии электорального процесса описаны Лундскими рекомендациями ОБСЕ об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни (1999г.), дополненные Рекомендациями способствующими участию национальных меньшинств в избирательном процессе (2001г.)
Отмечается, что избирательная система должна создавать условия для представленности меньшинств и реализации ими своего влияния. Среди них выделяются следующие:
– В случаях компактного проживания меньшинств их достаточное представительство может быть обеспечено путем создания одномандатных округов.
– Представленности меньшинств могут способствовать пропорциональные избирательные системы, при которых отводимая той или иной партии доля мест в законодательном собрании зависит от доли голосов, полученных ею на общенациональных выборах.
– Способствовать представленности меньшинств и расширению сотрудничества между общинами могут некоторые виды преференциального голосования, при которых избиратели располагают кандидатов в порядке своего предпочтения.
– Расширить участие национальных меньшинств в управлении страной можно путем снижения процентного барьера для прохождения в парламент.
– Границы избирательных округов должны определяться так, чтобы это отвечало интересам справедливого представительства национальных меньшинств [9].
Весьма важным, но мало исследованным средством реализации этнических групп интересов являются этнические лобби. Исследователи отмечают, что организованные группы интересов выполняют следующие функции представительства:
– артикуляции интересов, преобразуя личностные и эмоционально окрашенные побуждения отдельных людей в конкретно выраженные требования, облеченные в форму диалога с государственными органами;
– агрегации интересов, согласовывая посредством дискуссии множество частных требований и установление между ними определенной иерархии (наряду с политическими партиями выполнение этой функции означает для групп интересов необходимость выбора из всего объема представленных требований лишь тех, которые более значимы для достижения коллективных целей); так, некоторые требования могут усиливаться, принимать компромиссные формы или отвергаться;
– интеграции, приближения интересов, которые различные группировки представляют вовне, к мнениям рядовых членов, объясняя им смысл предпринимаемых действий;
– информирования органов, принимающих политические и административные решения по конкретным вопросам.
Таким образом, групповые и партийные механизмы представительства интересов тесно связаны с такими институтами  политической системы как политические партии, общественно-политические движения и объединения, избирательная система и парламентаризм. Каждый из них требует законодательного обеспечения и регулирования с четким описанием  условий и срока их действия.

Литература:

1.  Архипова Г. Этнический фактор в формировании органов государственной власти в полиэтнических государствах : автореф. канд. полит.н. Моск. Гос. универ-т / Г. Архипова. – М., 2006. – 35 с.
2.        Виды социальных интересов // режим доступа : http://revolution.allbest.ru
3.        Закон Украины «О национальных меньшинствах в Украине» от 25 июня 1992 г. // Спектр. – 1997. –  № 3. – С.4 – 10.
4.  Закон Украины «Об объединениях граждан» от 16 июня 1992г. // Спектр. – 1997. – № 4. – С.4- 12.
5.  Исмаилов Б. Развитие систем стимулирования участия представителей национальных меньшинств в избирательном процессе в международном праве и правоприменительной практике зарубежных государств / Б. Исмаилов // режим доступа: http://www.allpravo.ru
6.  Лейпхарт А. Конституционные альтернативы для новых демократий / А. Лейпхарт // режим доступа :  http://www.gumer.info/bibliotek
7.        Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах : сравнительное исследование / А. Лейпхарт. – М. :Наука, 1997. – 28 с.
8.    Линц Х. «Государственность», национализм и демократизация / Х. Линц,А. Степан // Полис. – 1997. – №6. – С. 9-27.
9. Лундские рекомендации об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни с пояснительными примечаниями // режим доступа: http://www1.umn. edu/humanrts/russian/osce
Этнонациональная политика : принципы субсидиарной модели // режим доступа : http://www.politik.org.ua/vid/books

А. И. Апселямова


Действия:

0 коммент.:

Yorum Gönder