24 Nisan 2017 Pazartesi

РОМАН Н.А. ПОПОВА «АЛИМ – КРЫМСКИЙ РАЗБОЙНИК» КАК ОПЫТ РОМАНТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СЮЖЕТА ОБ АЛИМЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Сеитягьяева Т.Р.

Невероятную известность в среде русскоязычного населения Крыма образ Алима приобрёл после выхода в 1895 году романа Н.А. Попова «Алим – крымский разбойник». Поиск желанного идеала заставляет писателя искать своего героя в Крыму, в славном прошлом. Это предопределило интерес Попова к народным преданиям, народному творчеству.
Цель статьи – рассмотреть роман как опыт романтической интерпретации сюжета об Алиме Азамат оглу в русской литературе. Изложение основного материала. Автор по-своему переосмысливает и переписывает сюжет, характер героя, мотивы его поступков. Основой стиля является изображение внутреннего мира человека. Центральная идея романа – героизация личности, которая вступает в битву с враждебной средой, страдания и уход героя на чужбину. Это произведение драматическое.
Действие романа происходит в Крыму. Для русских Крым, Кавказ, вообще Причерноморье всегда являлись далёкими, необыкновенными, таинственными территориями. Развитие сюжета в экзотических условиях – это одна из характеристик романтического произведения. Кроме того, на наш взгляд, «южный» пейзаж связан с важнейшими для романтического сознания проблемами свободы и необходимости, смерти и бессмертия, места человека в истории и обществе: население южных регионов Российской империи постоянно боролось с властями, отстаивая свою свободу и независимость.
Концепция романтизма – принцип романтического двоемирия – отражён в романе в полную силу. Это выражается в несоответствии, разладе идеального и реального мира, мечты и жизни, противостоянии романтика и окружающего мира. В основе сюжета произведения лежат острые конфликты, исключительные герои раскрываются в исключительных ситуациях. Трагичен романтический конфликт в произведении: основой противостояния стала ситуация неволи. Как и во всех романтических произведениях, в романе звучит тема судьбы, рока. Участь героя предопределена: Алим у Попова не выдерживает схватки с судьбой. Так автор показывает, что конфликт человека с судьбой неразрешим.
Главные герои сильные, гордые, свободолюбивые, одинокие, мужественные и щедрые. В качестве формы жизни они избирают «горение», их жизнь полна риска и опасности. В романе характер Алима раскрывается через любовь к Рахиль, отношения с людьми, любовь к Крыму, тысячи вещей, которые сопряжены с каждым человеком.
Одна из главных в произведении тем – бессмертная тема любви. Художественная проблематика романа располагается в любовной плоскости. Она связана с темами любви между мужчиной и женщиной и любви к Аллаху. Автор проводит основных героев через испытание любовью, её силой. И прохождение этого испытания предопределяет судьбу героя, оправдание его поступков в глазах автора и читателя. Отказаться от любви для героев значило умереть. Любовь приносит не только радости, но и горести. Но всё же это чувство неотвратимо и предначертано судьбой. Смерть возлюбленной приводит героя к череде размышлений о бренности бытия и вечности Всевышнего.
В качестве художественного образа (образа обручения) выступает первое свидание в саду Алима и Рахиль, когда молодой юноша склоняется над незабудками – любимыми цветами Рахиль. Выделенный нами художественный образ цветов – важнейшая деталь формы феерии. Благодаря этим деталям произведение Н.А. Попова начинает «жить». Оно получает главных действующих лиц (Алима и Рахиль), места их встречи (сад, грот, яйлу), а также условие любви (договор быть всегда вместе, уплыть в Турцию), средство (взгляд из-за цветов), результат (принадлежность друг другу, смерть из-за любимого).
В отношениях между Рахиль и Алимом взаимное признание становится возможным благодаря темноте ночи, живописности сада, словно шепчущего им о любви. Сад является постоянным местом встреч влюблённых. Осознание неотвратимости живущих в них чувств герои постигают через красноречивое молчание, горение глаз, объятия и первый искренний поцелуй.
Автор создал в романе оригинальную любовную историю, он с удивительной точностью передал внутренние переживания влюблённых, робкие попытки их сближения. Н.А. Попов был склонен к неторопливому и обстоятельному живописанию пейзажа, наружности героев, их разговоров и душевных состояний, сосредоточиваясь то на одних, то на других сторонах воссоздаваемой реальности, в частности, обстоятельные портретные характеристики Алима и Рахиль, описание его жилища. Для автора герой – разбойник, окружённый романтическим ореолом. В романе функцию мотива выполняет словосочетание «знаменитый разбойник». Это словосочетание запечатлевает романтическую и одновременно трагическую душевную стихию. Мир героя здесь связывается с «бурей страстей» и уходом из отчизны, сопрягается с неизъяснимым чувством грусти, безграничной свободы, вольного полета. Герой – яркая, независимая личность, индивидуалист, противопоставлен другим персонажам. Он не удовлетворён настоящим, устремлён к идеалу, находится в конфликте с обществом, живёт эмоциями. Натура глубокая, неизведанная, полная необъяснимых тайн и загадок.
Автор даёт детальную оценку социальной обстановке на полуострове. Рассказ о приключениях Алима начинается с описания Карасубазара, где жила героиня романа красавица Рахиль, положившая первый камень того здания, которое впоследствии обрушилось на голову Алима и придавило его своей тяжестью, преобразив джигита в аджи.
Натура у Рахиль была кипучая, порывистая и страстная. Часто любила она, оседлав скакуна, уезжать в горы. Едва ли возможно было принудить Рахиль сделать то, чего она не желала, её нельзя было удержать дома никакими цепями, это был ураган, не знавший препятствий. В натуре Рахиль была масса противоречий и странностей. Она была очень горда и тщеславна, но, обладая пламенной необузданной натурой, отличалась детской застенчивостью. Как повествуется в романе, Алим обладал натурой ещё более дикой и необузданной, чем караимка. Рахиль училась, читала романы, Алим далее крымских степей и гор не имел ни о чём понятия и кроме стиха из Корана, слышанного им в мечети Копек, ничего не знал.
Алима нанял в работники караим Бабаджан. Он отдал Алима в распоряжение Рахиль, она заставляла его обрезать и окапывать кусты, сажать молодые деревья, поливать цветы, то есть исполнять должность садовника. Бабаджан был рад, что новый садовник угодил дочери, она ещё более полюбила сад, почти целый день находилась в нём и, казалось, забыла скакать по горам. Бабаджан очень любил свою дочь, восхищался её необыкновенной красотой, но часто серьёзно задумывался, предчувствуя, что она принесёт ему великое горе.
Рахиль была очень довольна новым садовником, он преобразил её заросший сад так, что его нельзя было узнать. Бабаджан не обратил внимания на наружность Алима, потому что он поступил к нему на службу простым работником. Юная Рахиль, напротив, обратила внимание на своего красавца садовника и влюбилась в него со всей страстью дикой необузданной натуры.
В романе подробно описано развитие любовных чувств Алима и Рахиль. Восточная гордость удерживала Рахиль от выражения симпатии своему садовнику. Когда он обращался к ней с какими-либо вопросами, она отвечала ему холодно и коротко, как подобает настоящей ханым. Рахиль лишь издали любовалась им, как красивой картинкой, не позволяя себе ни малейшей фамильярности с простым работником. Холодность молодой хозяйской дочери не могла заглушить впечатления, произведённого красавицей караимкой на молодого джигита. С первого раза, когда Алим увидел эту «гурию, достойную украсить рай Магомета, он воспылал к ней вулканической страстью» [1, с. 35–36].
Несколько месяцев не решались сблизиться Рахиль с Алимом. Сближению юных сердец мешали гордость караимки и застенчивость влюблённого садовника. Рахиль особенно нравилось, что молодой садовник так внимательно занимался её любимыми цветами – незабудками. Алим не мог этого не знать и отдавал особенное преимущество незабудкам. Здесь образ незабудок ассоциируется с образом Рахиль.
После того дня, когда Алим так благоговейно склонялся над незабудками и огнём своих карих глаз сообщил девушке, почему он так любит незабудки, для неё открылось, что молодой садовник её любит, и в душе караимки стала происходить борьба. Ей очень нравился Алим, какая-то непреодолимая сила влекла её к нему, но гордость удерживала её, руководила каждым шагом и заставляла по возможности избегать встречи с молодым человеком. Рахиль считала, что в любви гордость женщины всегда поддерживает её достоинство, но она не представляла, к каким ужасным последствиям приведёт её это чувство.
Так юная Рахиль боролась всеми силами своей души с зарождавшимся чувством любви в её горячем сердце. Вид Алима смущал её, она старалась избегать его. Когда он почтительно приветствовал её по утрам, сердце её трепетало, голос Алима казался ей гармоничным, чарующим, его нежный и страстный взгляд вызывал густой румянец на её щеках. Эта постоянная борьба, потеря сна и аппетита неблагоприятно подействовали на организм Рахиль: она стала худеть, со щёк спал румянец, чёрные глаза потускнели.
Гордая Рахиль возмущалась до глубины души и часто себе говорила: «Как я, дочь именитого купца Бабаджана, заинтересовалась простым рабочим!» [1, с. 42]. Гордость Рахиль, хоть и страдала от сознания, что простой работник осмелился её полюбить, однако его скромность ей не очень нравилась. В ней происходила отчаянная борьба не на жизнь, а на смерть. В роковой вечер, когда Алим и Рахиль сблизились, душевное состояние красавицы было особенно тревожно. Это состояние героини подчёркивается разразившейся грозой.
Рахиль, погубившая Алима, отличалась непоследовательностью, впадала в крайности. Она влюбилась в Алима, но из-за гордости не хотела себе в этом признаться, однако был момент, когда природа, прогнанная в двери, неожиданно влезла в окно. Тёмная южная ночь, стройная красивая фигура молодого татарина, пылкий организм Рахиль сделали своё: она раскрыла объятия Алиму, и если бы не помешала старая англичанка, последствия увлечения молодой девушки могли быть непредсказуемыми. Рахиль мигом опомнилась, страстное чувство замолкло, его сменила гордость купеческой дочки. На базаре ей казалось, что каждый встречный, глядя на неё, иронически улыбался. Воспоминание о пламенном поцелуе Алима жгло её нежные щёки, она не могла осознать, что сама же вызвала этот поцелуй, что полюбить её, необыкновенную красавицу, так естественно. Встретив Алима с его жгучими глазами и блаженной улыбкой, Рахиль совсем потеряла рассудок, ею руководило только одно чувство: как бы отомстить этому злодею, возбудившему в ней любовь к себе, простому работнику, и прекратить это недостойное чувство. Ей казалось, что Алим на глазах толпы хочет поцеловать её так же, как поцеловал в саду. Она заподозрила Алима в том, что чувствовала сама, и если бы фальшивая гордость не пришла ей на помощь, она сама бы бросилась в объятия Алима, невзирая на свидетелей, и готова была забыть весь мир. И вот она с криком разорвала нитку своего жемчуга и объявила, что Алим хотел её ограбить.
Эмоциональная незрелость, нежелание разобраться до конца в своих чувствах толкают Рахиль на столь неблаговидный поступок. Обвиняя своего садовника в покушении на грабёж, молодая караимка не думала о последствиях. Это был дикий вопль страждущей души, которая просит ближних спасти её от неё самой, так как она считала, что простой работник не заслуживал её внимания.
Вся эта история потрясла Алима, он вдруг свалился с высоты неба на землю. Когда его потребовали к допросу и сообщили, что Рахиль обвиняет его в покушении на грабёж, Алим и тут не рассердился. Показания его были самые скромные. О своих отношениях с Рахиль, о том, что она его поцеловала, он не сказал ни одного слова. Из родных Таврических степей его «погнали» в Бессарабские степи, приковав к самым отъявленным злодеям. Жгучие лучи солнца, ужасающий цинизм товарищей и бессердечная строгость начальников не могли вытеснить из души влюблённого прелестный образ Рахиль. Алим ни минуты не осуждал её, на его губах до сих пор горел поцелуй Рахиль, а это было такое блаженство, за которое Алим готов был принять все муки ада.
Автор изображает внутренний мир героя, мир его чувств и страстей. Герой – глубоко чувствующая, необыкновенная личность. Мир, в котором он находится, не соответствует его идеалу, его представлениям о жизни, что свойственно романтическому герою. Поэтому основной здесь является тема одиночества, бегства от окружающей действительности, поисков идеала, тема внутренней и внешней свободы.
Когда до Рахиль дошли слухи о геройских подвигах Алима, в её воображении его образ предстал в поэтической форме. Она постоянно думала о нём, и любовь уже не вызывала чувства стыда в ней. Каждый день передавалось что-нибудь новое об Алиме, и во всех рассказах он являлся не разбойником, а героем в глазах Рахиль. Когда она узнала историю свадьбы Марии Акалифаки, устроенную Алимом, её любовь перешла в благоговейное обожание, в её пылкой голове возникла идея встречи с Алимом. Она хотела просить у него как милости, чтобы он своеручно заколол её за тот гнусный поступок, на который она решилась два года тому назад, публично оклеветав его в покушении на грабёж.
Невинно пострадавший Алим в глазах Рахиль стал уже жертвой её гордости, безжалостного порыва, сгубившего его. Теперь она, в соответствии с канонами романтических героинь, осуждала уже не Алима, а себя. Алим был теперь невинно пострадавшим из-за её необузданного порыва. Радикальному изменению понятий молодой караимки способствовали романы Жорж Санд. Эмансипация женского чувства, без различия званий и состояний, которые проповедовала талантливая романтичная писательница, сильно подействовала на молодой ум караимки, она узнала, что иногда и герцогини, а не только купеческие дочки влюблялись в простых работников.
Психологический перелом в душе героини происходит под влиянием последствий клеветы с её стороны на возлюбленного – избрания им образа жизни разбойника. Арест Алима по её вине, обрушив на неё невыносимое горе, освобождает её сознание от пут человеческих законов. Любовь героини, её самопожертвование явились наградой Алиму за все те страдания, которые он испытал. Любовь очищает Рахиль и преображает её.
Часто тёмными ночами, когда в горах стоял туман, Алим, закутанный в башлык, прятался за серую скалу на берегу Карасу, смотрел на сад Бабаджана и с нетерпением ждал появления в саду Рахиль. Он видел, как она тихо выходила из дома, останавливалась около клумбы, на которой росли незабудки, и улыбка появлялась на его лице. «Она меня любит», – шептал он. Истинная любовь робка и застенчива до смешного. Этот железный человек легендарной храбрости, необыкновенной физической силы, без труда останавливавший мчавшуюся в карьер перекладную телегу, вытерпевший всевозможные истязания, робел как маленький ребёнок перед слабой девушкой, погубившей его. У Алима не хватало духа выйти из засады, перепрыгнуть через забор и снова вкусить тот нектар, сладость которого он не мог забыть в продолжение двух лет.
Автор называет Алима падшим ангелом минувшей эпохи, молодым и влюблённым до безумия, любовь которого доходит до религиозного благоговения.
Свои подвиги Алим совершал всегда ночью. Весь его день был посвящён Рахиль. Она каждый день приезжала к нему в горы и проводила с ним всё время до заката солнца. Часто Рахиль порывалась ехать с ним на почтовую дорогу и помогать в ночных приключениях, но Алим решительно был против этого.
Дальнейшая судьба романтической героини вполне соответствует её бурному, стихийному нраву: она предпочитает опасность, смерть рутинной однообразной деятельности, её жизнь становится чередой столкновений с судьбой, путешествий.
Свидания влюблённых были полны поэзии. Любовь Алима увеличивалась, и он сочинил стихи своей «джанечке» Рахиль. К сожалению, они никем не были записаны и передаются устно. Алим на крымскотатарском языке воспевал красоту своей милой, сравнивал её глаза с яркими звездочками на тёмном небе, её грудь с морской волной и т.п. В романе Алим приобретает ореол таинственности и исключительности, что свойственно романтическому герою. Действие развёртывается не в той среде, какой принадлежит герой по рождению и воспитанию, а в особой, исключительной для него обстановке, на фоне дикой природы. И эта необычность обстановки ещё более подчёркивает необычность, исключительность героя. Когда был убит конь Алима, его горе было глубоко и искренне, ведь он был джигит, а потерять коня для джигита значит всё потерять. Никакие житейские невзгоды не могли сломить железной натуры Алима, он улыбался, когда на него надевали цепи и сажали в острог, совершенно равнодушно переносил холод и голод, шутя играл своей жизнью, глядел смерти в глаза, искал опасности. Но лишившись коня, он плакал как ребенок.
На следствии Алим сознался в убийстве мурзы, покушении на ограбление Рахиль, в том, что отрезал ухо татарину на симферопольской почтовой дороге, нанёс оскорбление действием помещикам Бурданаки и Самаринскому, угрозой выманил у симферопольского дисконтера несколько мешков золота, хотел ограбить казначея, ехавшего из Симферополя в Керчь, путём угроз выманил большую сумму денег у феодосийского помещика Натара.
Председатель и присутствующие проверили статьи закона и подписали сентенцию, которая в тот же день была отправлена к губернатору. Последний препроводил приговор суда на имя царя с присовокуплением мнения, что Алим должен быть казнён через повешение.
Рахиль узнав, что губернатор просил казнить Алима через повешение, потеряла голову и была близка к помешательству. Получив известие об окончании дела Алима, Рахиль ни минуты не сомневалась, что царь будет согласен с мнением губернатора, и Алима казнят. Рахиль решилась на самый отчаянный шаг, отрезала свою длинную косу, переоделась мальчиком-греком, подкупила острожного сторожа и кашевара. Её зашили в куль из-под муки и ввезли в острог. Ночью кашевар освободил Рахиль из её заточения, и она перелезла на крышу. Она не обратила внимания на яркий месяц, освещавший шпиль башни, вынула шёлковую лестницу, накинула её на шпиль и начала передвигаться к окну каземата. Но яркий месяц оказался роковым для бесстрашной девушки. Часовой снизу заметил её в то время, когда она начала перепиливать решётку, он прицелился и выстрелил. Пуля попала в правый бок Рахиль навылет. Её бездыханное тело упало вниз, как раз около будки часового. В это время в каземате раздался страшный вопль, похожий на рёв раненого льва. Алим сердцем угадал, что выстрелили в его ненаглядную. Этот железный человек зарыдал как ребёнок, из груди его вырвался крик ужаса, и он упал в обморок. Алим впал в беспамятство, именно это и спасло его от смерти, день и ночь лежал с закрытыми глазами, погружаясь в воспоминания прошлого. Не заботясь о том, что его могут казнить смертью, равнодушно относился ко всему окружающему. В его воображении до мелочей воскресали картины былого счастья, он видел перед собой очаровательную фигуру своей возлюбленной, ощущал её горячее дыхание, слушал страстный лепет любви, видел, как Рахиль спускается к нему, точно с неба, когда он жил в гроте близ деревни Коз.
Через четыре месяца пришла сентенция из Петербурга. «Государь Император, принимая во внимание, что татарин Алим, хотя и грабил многих и учинил ряд беззаконных поступков, но никого не убил, ибо убийство мурзака, на основании показаний свидетеля Мустафы, было сделано другим лицом, но не Алимом, следовательно, здесь он является виновным лишь в нежелании назвать своего сообщника, а не в убийстве, – повелел крестьянина Феодосийского уезда, деревни Копюрликой, Алима Азамат-оглу прогнать сквозь строй пятисот человек шесть раз и сослать на Алландские острова» [1, с. 180].
В туманное зимнее утро Алим в сопровождении четырёх конвойных вышел на острожный двор. Там его ожидал целый взвод солдат с заряженными ружьями, солдаты повели его на городскую площадь. На казнь явились все жители города. После прочтения аудитором сентенции, полицмейстер отдал приказ дежурному по караулу начать экзекуцию. С Алима сняли куртку, рубаху, привязали руки к стволу ружья и подвели к солдатам, в руках которых были длинные зелёные палки. Барабаны ударили тревогу, и унтер-офицер ввёл арестанта в строй. Засвистели палки, и на спине Алима начали образовываться кровавые полосы. Вскоре спина его посинела, вздулась и представляла собой мелко изрезанное мясо.
Алим не издал ни одного звука, хотя солдатам было приказано бить его без всякого милосердия. После пятисот ударов Алим упал в обморок. Доктор, пощупав пульс и сердце арестанта, объявил, что далее казнь приведёт к смерти Алима. Наказание приостановили,
Алима положили на телегу и повезли в острожную больницу.
Первое время спина Алима страшно болела, но раны начали заживать, и к Алиму возвратилась способность мыслить. Больше всего его терзала мысль, что он будет лишён свободы и сослан на каторгу. Так в нём утвердилась мысль о побеге. Гречанка Мария, помня добро, совершённое для неё Алимом, пришла к нему на выручку. Навестив его в острожной больнице, она принесла ему денег и помогла бежать. Алим уговорив часового бежать с собой в Стамбул, благополучно покинул место заточения. Появление Алима в слободке под Феодосией было приятным сюрпризом для крымских татар. Все считали Алима погибшим.
В Крыму Алиму оставаться было нельзя, и он решил уехать в Стамбул. Земляки горячо поддержали решение своего любимца. Принимая все меры предосторожности, Алима и его товарища посадили в бочку и в качестве товара погрузили на турецкое судно. Когда миновала всякая опасность быть пойманными, беглецов выпустили на палубу.
Алим бросился к борту и устремил взор на удалявшийся крымский берег, слезы ручьём полились из его глаз, и он тихо прошептал: «Прощайте навеки, дорогие места, где мне Аллах послал райское блаженство». Эти слёзы «размочили камень», давивший грудь несчастного Алима. В один миг возникло перед ним прошлое со всеми мельчайшими подробностями. Он слышал раскаты грома, его страстно обнимала красавица Рахиль. Разве можно забыть всё это? Он до сих пор не мог освоиться с мыслью, что его «джанечки» не существует, но более всего Алим сокрушался, что он не встретится на том свете с Рахиль, ведь она неверная и в рай Магомета её не пустят. Значит всё тленно здесь на земле, всё, кроме Аллаха, к которому должна стремиться душа правоверного. Вера спасла Алима от безумного отчаяния. Разостлав коврик на палубе, он стал горячо молиться, и его душевная рана перестала болеть.
Долгой жизненной практикой люди пришли к убеждению, что в жизни всё, что ни делается, к лучшему. Гибель юной красавицы караимки, бесспорно, стало большим несчастьем для любившего её Алима, но если бы она была жива, отправилась с ним в Стамбул и вышла за него замуж, был бы Алим счастлив? Всего этого Алим не мог знать, и душа его невыразимо страдала. По приезде в Стамбул он решил отправиться паломником в Мекку. В душе Алима всегда были зародыши религиозного поклонения, теперь со смертью той, которую он так страстно любил, религия всецело завладела его душой.
Через несколько лет из Стамбула в Крым были посланы эмиссары, в числе которых был и Алим. Седая длинная борода, белая чалма и турецкий халат совсем его преобразили, его не узнали даже самые близкие ему люди. Получив паспорт на имя турецкого поданного Сулеймана Аджи, он смело предъявил его в севастопольской таможне и открыто повёл пропаганду. Больше всех в ту эпоху волновался Бахчисарай, Алим туда и отправился. Ему было достаточно побывать в нескольких деревнях, чтобы люди поднялись все разом. После проповеди Алима в евпаторийской мечети вся городская слободка, населённая крымскими татарами, бросилась в Турцию. Алим действовал энергично, объехав весь Крым, и всюду его проповедь приводила к переселению крымских татар в Турцию.
Алим, возвратившись из Мекки, приобрёл в Стамбуле хан и знаменитую «Зелёную кофейню». «Зелёная кофейня» в Стамбуле имела историческое значение. Там созревали все дворцовые и гаремные заговоры. Алим мечтал в конце своего пути «положить свои кости в Мекке».
Стремление полнее раскрыть характер необыкновенного Алима, необычность образа его поведения, психологическое своеобразие, так отличающее его от окружающих, несомненно, руководило автором романа в описании всех сложных поступков героя и ситуаций, в которые он попадает. В этой книге запечатлено множество событий, лиц, ситуаций, переживаний, человеческих встреч и расставаний, связанных с жизнью Алима. Тут смерти, посягательство на честь, любовь, месть, тюрьма и побег из неё, непростой человеческий выбор между обычной жизнью и вызовом недругам. Чувства и страсти двигают героем на протяжении всего романа.
К особенностям стиля произведения относятся обращение к народному творчеству, обилие метафор, эпитетов, символов, создание лирического пейзажа. Героиню характеризует изумительная красота, восточная гордость, горячее сердце, она стройная, гибкая, как южная тростинка, с античными чертами лица бледно-матового цвета, южная красавица, напоминает собой божественную красоту библейских женщин, у неё коралловые губы, особенно хороши у Рахиль её чёрные как уголь глаза. В этих глазах было что-то чарующее и вместе с тем страшное, они приводили в восторг до полного самозабвения и возбуждали трепет. Глаза не улыбались, они только горели.
Для Рахиль Алим – великий, несравненный, знаменитый джигит, бескорыстный герой, соединяющий любящие сердца, помогавший неимущим. Рахиль чувства к Алиму выражает через крик радости, вырвавшийся из груди, пламенные поцелуи, улыбку счастья, озарившую её лицо. Рахиль огнём глаз освещала дорогие ей черты милого, её глаза горели огнём страсти. Солнечный луч в самый жаркий полдень не может сравниться с огнём её страсти, шум моря ничто в сравнении с клокотаньем её крови, каждая капля которой принадлежит ему, пространство ничто в сравнении с её беспредельной любовью к нему. Образ Алима складывается из следующих эпитетов и метафор: замечательная красота, выражение страсти и энергии на лице, смотрящие бойко карие глаза и лишь порою тускнеющие, покрывающиеся какой-то влагой.
Для Алима Рахиль – ненаглядная, несравненная, царица его души, госпожа его души, посланница Аллаха, чудная непорочная гурия, достойная украсить рай Магомета, образ той, которую Аллах послал на утешение всех людей, слетевшая к нам на грешную землю из рая Магомета, прелестная, приводившая его в страшное волнение.
Его любовь к ней чиста, как слеза Архангела, молящегося перед престолом Аллаха за грешные души неверных, страсть к ней автор называет вулканической, за её кроткий взгляд и нежную улыбку он, не задумываясь, готов был отдать все блага жизни, каждое его помышление, каждый вздох принадлежат ей, он готов ради неё умертвить своё тело, погубить душу. Алим не в силах словами выразить то, что чувствует к караимке, но его любовь беспредельна, как горизонт, на котором горит звёздочка, любовь его также глубока, как море, прощаться с ней – значит для него прощаться со своей душой. Воспоминание о блаженной минуте, когда он удостоился прикоснуться к её устам, услаждало его жизнь, усыпало его путь розами. Блеск её чудных глаз постоянно освещает тюремный мрак, разве его невзгоды сравнятся с беспредельным счастьем, которое она ему дарит. Он готов принять вечные муки ада за один её поцелуй. Алим говорит о беспредельной любви ко всем угнетённым, которую внушила ему Рахиль. Наградой для себя он считает благодарную молитву Аллаху каждого, утешенного им во имя её. Разве можно, зная её, не облегчить страдания ближнего, считает он. До встречи с ней, пока её божественный огонь не разогрел его душу, кем был он? Простым татарином, работником, не понимающим страдания людей.
Явилась она, посланница Аллаха, и он прозрел, он понял смысл проповеди великого пророка и люди стали его братьями. Он говорит о том, что Аллах, посылая на землю такую гурию как она, хотел сделать всех людей добрыми, и он уверовал в это послание и с этого момента, обратился к добру. Недаром в сознании Алима Рахиль была посланницей Аллаха, когда её не стало, его любовь целиком перенеслась на Аллаха.
Вывод. Образ Алима в этом романе романтически окрашен. Он исключительная и таинственная личность, пребывающая в исключительных обстоятельствах. В его душе происходит борьба противоречий. Он – безвольная игрушка в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил, играющих с его чувствами. Он одинок, является изгнанником. В опасный путь его гонит жажда бури. Для него свобода дороже жизни. Для этого он способен на всё, если чувствует внутреннюю правоту. Он герой, для которого главным является отстаивание справедливости и свободы народа от угнетателей. Несмотря на то, что роман написан в стиле романтизма, в нём проглядывают черты реализма. Читая роман, мы с нарастающим вниманием следим за повествованием художника, как бы входим в анатомию чувств, эмоциональный мир героя, всё более ощущая связь настоящего с прошлым, личного с общим. Через жизнь своего героя автор показывает вехи времени и мысли, когда личная судьба сопрягается с исторической.

Литература:

1. Попов Н.А. Алим – крымский разбойник. Роман / Н.А. Попов. – С.-Петербург: Типография В.В. Комарова, 1895. – 208 с.
Действия:

0 коммент.:

Yorum Gönder