24 Nisan 2017 Pazartesi

АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ КАСАТЕЛЬНО БИОГРАФИИ ИЗВЕСТНОГО КРЫМСКОТАТАРСКОГО ПЕДАГОГА, ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ АККИ ИСМАИЛА

Бекиров С.Э.
  
После февральской революции, 25 марта 1917 года в городе Симферополе состоялся Курултай (съезд) мусульман Крыма, на котором был избран Мусисполком (Крымскомусульманский исполнительный комитет) в составе 48-ми человек, в том числе и Исмаил Акки (заочно), который был вызван на первое заседание, состоявшееся 1 апреля. На заседании присутствовало 25 членов Мусисполкома. Председателем мусисполкома и Муфтием Крыма был избран Номан Челеби Джихан [1].

Была образована вакуфная комиссия, председателем которой стал уроженец деревни Кизилташ Джафер Сейдамет. В комиссию юстиции вошли Ибраим Тарпи (хатип из Дерекоя), Мамут Хаджи (мулла из Бахчисарая). Культурно-просветительскую комиссию возглавил Ибраим Озенбашлы (впоследствии директор народного просвещения в крымскотатарском национальном правительстве). В комиссию также вошли Исмаил Акки (учитель в Дерекое), Керим Джемалетдинов (учитель в Симферополе), Мемет Шейхов (Бахчисарай). Позже в эту комиссию вошел Ариф-Мемет Ганиев-Челебиев. На этом заседании также были избраны агитаторы Мусисполкома: Бекир Одабаш (учитель гурзуфской школы, впоследствии член ЦК «Милли фирка»), Куддус эфенди (учитель в Никите, впоследствии имам Кебир-Джами).
Исмаилу Акки было поручено заниматься на курсах учителей, организованных мусульманским Исполкомом в городе Симферополе, где он преподавал методику крымскотатарского языка. Позже по его методике были выпущены учебники для школ с крымскотатарским преподаванием в упрощенной форме арабского алфавита.
В ноябре 1917 года Исмаил Акки вернулся в деревню Дерекой. С апреля по ноябрь 1917 года Исмаил Акки проживал в городе Симферополе, где работал в Центральном аппарате Мусисполкома, как избранный член Мусисполкома на Всекрымском Курултае мусульман. Перед I Курултаем крымскотатарского народа, который собрался в городе Бахчисарае 26 ноября 1917 года, в каждом уезде Крыма были образованы крымскотатарские избирательные комитеты. В Ялтинский комитет входили Джафер Аблаев, Эмир-Асан Ибраимов, Темир-Кая Дерменджи (деревня Ай-Василь).
На I Курултай крымскотатарского народа делегатами были избраны Ибраим Тарпи, Аппаз Чалбаш (торговец), Джафер Аблаев (купец) и Темир-Кая Дерменджи. После I Курултая крымскотатарского народа в деревне Дерекой открылось отделение «Милли идаре» («Национальное управление»), председателем которого являлся Рустем Аметов, а секретарём Исмаил оджа Акки. Исмаил Акки прекрасно понимал, что национальное самосознание, национальную гордость можно пробудить только посредством знаний, и что только от этого во многом зависит будущее крымскотатарского народа. Он сделал очень многое за 36 лет преподавательской деятельности. А мог сделать ещё больше, если бы его не застал великий террор 1937–1938 гг., уничтоживший почти всю элиту крымскотатарской интеллигенции. Но дело, которому Исмаил оджа Акки посвятил всю свою сознательную жизнь, продолжает жить.
Сегодня почти все выпускники отделения крымскотатарской филологии Ташкентского педагогического института имени Низами по праву гордятся, что являются учениками знаменитого крымскотатарского учёного-педагога Мемет оджа Умерова. Но, к сожалению, не многие знают, что он был любимым учеником народного учителя – муалима Исмаила Акки, славного представителя элиты крымскотатарской интеллигенции. Всю свою душу и всё своё сердце, все свои сылы он отдавал своему любимому делу. Все свои знания и накопленный большой опыт педагогической работы в крымскотатарских школах старался передать своим ученикам. Он был выдающимся прогрессивным деятелем крымскотатарской интеллигенции своего времени, образованным, всесторонне развитым, деятельным и инициативным человеком. Не покладая рук трудился на благо национального образования, культуры, во имя светлого будущего своего народа.
В студенческие годы Исмаил Акки знакомится с выдающимся просветителем крымскотатарского народа Исмаилом Гаспринским. В круг его знакомых входили директор Ялтинского восточного музея Якуб Кемаль, известный педагог Яя Байбуртлы, Осман Акчокраклы, Асан Сабри Айвазов и другие.
Об Исмаиле Акки писал известный крымскотатарский поэт Юнус Темиркъая: «Известный крымскотатарский педагог Исмаил Ариф-Меметович Акки родился в 1876 году в городе Бахчисарае. Окончил Высшую духовную школу «Зынджырлы» медресе. К этому времени возвращается с учёбы в Стамбуле его возлюбленная Хатидже ханум Ибраим кызы. После помолвки молодая семья переезжает в деревню Дерекой Ялтинского уезда» [2].
С 1902 года Исмаил Акки преподаёт в передовой, по тем временам, Дерекойской школе. Перед февральской революцией 1917 года Исмаил Акки одновременно являлся секретарём Дерекойского отделения Министерства просвещения. Отделение обслуживало Южный берег Крыма по линии национальных школ, а также через духовные школы внедряло национальное воспитание в крымскотатарских деревнях. Впоследствии он стал заведующим Дерекойской школы и замещал заведующего отделением. Им были введены новые методы обучения. Он работал над арабским алфавитом, который соответствовал бы требованиям крымскотатарского языка.
В «Библиографическом указателе» Исмаила Асаногълу Керимова отмечена одна из первых публикаций Исмаила Акки (Акъкъий Исмаил. Валиде къучагъы яки ильк тербие // Фююзат. – 1907. – № 17. – С. 271–272) [3].
29 сентября 1908 года газета «Терджиман» писала: «Управой Ялтинского уезда Управе губернии для обсуждения представлена «Упрощённая азбука» учителя Исмаила Акки, которая будет рассматриваться представительной комиссией» [4].
15 мая 1909 года состоялось заседание постоянной комиссии при Таврической губернской земской Управе по рассмотрению и оценке учебных книг для татарских начальных школ [5]. На рассмотрение комиссии были представлены три «Элифбе», авторами которых были И. Акки, А.Т. Кямилев и Ш. Тынчеров. Члены комиссии Решид Медиев, Ибраим Озенбашчы и Исмаил Гаспринский предложили авторам рассматриваемых учебников в непродолжительное время выработать сообща, коллективным трудом один учебник татарской азбуки [6].
Исмаил оджа всю сознательную жизнь активно боролся за грамотность своего народа. Не отказывал никому, кто хотел выучить крымскотатарский язык. В 1910 году Исмаил Акки, по просьбе Эмира Бухарского Алим-хана, который отдыхал недалеко от Ялты, в Ливадии, давал ему уроки крымскотатарского языка [2].
В конце 20-х гг. Исмаил Акки участвовал в работе языковых конференций, выступал на учительских конференциях по вопросам учебно-воспитательной работы. Он учил языку и детей, и взрослых. Вместе с женой Хатидже ханум он проводил занятия в ликбезах. Они вырастили четверых детей – Шекуре, Джемиле, Экрема, а также приёмного сына – Якуба Усеинова. О них вспоминает 93-летняя Алиме апте Акки, вдова Экрема, которая проживает в городе Ялте по улице Крупской в доме № 50: «Исмаиль оджа ве Хатидже ханымларнынъ къорантасында эки къыз – Шекуре ве Джемиле, бир огъул Экрем догъды. Лякин дёрт бала тербиедилер. Олар Багъчасарай уездинден ана-бабасы вефат эткен Якъуп Усеиновны эвлятлыкъкъа алдылар. Уйкен къызы Шекуре Ялта Педрабфакны битирип, оджалыкъ япты. Онынъ омюр аркъадашы – Эхад Макъсудов – Къырым мухтариети Топракъ ишлери комиссарлыгъынынъ тютюнджилик боюнджа Баш агрономы вазифесинде чалышты. Экинджи къызы Джемиле Къырым тиббиет институтыны битирип, бутюн омюри бою инсанларнынъ сагълыгъыны къайгъырды. Онынъ омюр аркъадашы Осман Салиев Алушта шеэр Комсомол комитетининъ биринджи кятиби эди.
Кенджелери Экрем тиббиет окъув юртуны битирди. Янъы ёл шеэринде тиш хасталыкълары поликлиникасында чалышты. Миллий арекетимизнинъ энъ фааль иштиракчилеринден бири эди. Мен оджалар окъув юртуны битирип, яш несильге бильги ве тербие бердим. Онынъ талебелери арасында бир сыра белли къырымтатар зиялылары осип етиштилер. Эвлятлыкъ огъуллары Якъуп Усеинов Москва къуруджылыкъ институтынынъ мимарджылыкъ шубесини битирди. Белли мимарджи Академик Щусевнинъ шегиртидир. Дженктен огюне Къырым мимарджылары кенъешининъ реиси
оларакъ сайлангъан. Къырымтатар девлет театри бинасы лейихасынынъ муэллифдешлеринден бири. Дженктен сонъ Русие Федерациясы Пенза шеэрининъ баш
архитекторы олып чалышты. Балаларынынъ дёртю де чокъ йыллар элял хызмет этип, джемаатнынъ итибарыны къазандылар. Якъуп Пенза шеэринде, Шекуре исе 80 яшыны кечип, Бухара виляетинде вефат эттилер. Джемилеге ве Экремге сюргюнликтен
Ватанларына къайтып келип, бир къач йыл даа Ватан авасынен яшамагьа къысмет олды. Джемиле Алушта да, Экрем исе Къарасувбазар шеэрлерининъ къабристанларында дефн олундылар. Исмаиль оджа Акъкъийнинъ ишини торунлары девам этмекте. Мелиха 30 йылдан зияде оджалыкъ япты. Онынъ къызы Зарема Къырым девлет муэндис-педагогика университетининъ къырымтатар тили ве эдебияты болюгини битирди. Онынъ талебеси Мемет оджа Умеров буюк тильшынас-алим олды. Ильмий фаалиетинен бир сырада яш несильни де тербиеледи. Оджалыкъ ишине салмакълы иссе кьошты».
В архивных материалах со слов Исмаила Акки записано: «...Также по моему методу
были выпущены учебники для татарских школ с упрощённой формой арабского алфавита». Это тот период, когда он «с апреля по ноябрь 1917 года проживал в городе Симферополе» [7]. Пока же об этих учебниках неизвестно. Это могли быть учебники других авторов, но с медодикой Исмаила Акки. Из архивных материалов протокола допроса обвиняемого Акки Исмаила от 17 октября 1937 года.
Вопрос: Ваше образование?
Ответ: Окончил Высшую татарскую духовную школу «Зынджырлы медресе».
Вопрос: Ваша деятельность до 1917 года?
Ответ: С 1902 года работал заведующим татарской духовной школы в деревне Дерекой Ялтинского района.
Вопрос: Изложите Вашу деятельность в Февральской буржуазной революции.
Ответ: С апреля по ноябрь 1917 года проживал в городе Симферополе. Работал в центральном аппарате контреволюционного мусульманского исполкома как избранный член Мусульманского Исполкома I съездом татарского населения Крыма. 25 марта 1917
года в городе Симферополе состоялся I съезд представителей татарского населения, где был выбран Национальный мусульманский исполком из 25 человек, куда вошёл и я. Я сам в этом съезде не участвовал. Избрали заочно.
1 апреля 1917 года в городе Симферополе состоялось первое заседание Мусульманского исполкома, выбранного съездом. Я был вызван извещением. На этом заседании председателем Мусисполкома был избран Челеби Джихан.
Затем были избраны следующие комиссии: вакуфная. Кто в эту комиссию вошёл не помню. Юстиция (адлие) – Ибраим Тарпи (хатип из деревни Дерекой, впоследствии за контрреволюционную деятельность расстрелян), Мамут Хаджы Молла из Бахчисарая.
Культпросвет. Комиссия – председатель Ибраим Озенбашлы, члены – учитель из города Симферополя Керим Джемалетдинов, из Бахчисарая Мемет Шейхов и я. Позже в эту комиссию вошёл Ариф-Мемет Ганиев-Челебиев (ныне арестован как националист и миллифирковец).
Вопрос: Кто был избран на этом заседании агитатором Мусульманского исполкома?
Ответ: Не помню. Бекир Одабаш (выслан), Куддус эфенди – бывший учитель деревни Никита и другие.
Вопрос: Изложите Вашу деятельность как члена Мусульманского исполкома?
Ответ: Было поручено заниматься на курсах учителей, организованных
Мусульманским исполкомом в городе Симферополе, где я преподавал методику татарского языка. Также по моему методу были выпущены учебники для татарских школ с упрощённой формой арабского алфавита. В ноябре уехал обратно в деревню Дерекой.
Вопрос: Какое участие принимали в предвыборной кампании контрреволюционного курултайского правительства?
Ответ: Никакое. Тогда в каждом уезде были организованы татарские комитеты. В Ялтинский комитет входили Джафер Аблаев, Эмир-Асан Ибраимов, Темиркая Дерменджи.
Вопрос: Какое участие принимали в избрании контрреволюционного Курултайского правительства? Кто был избран от Ялтинского уезда?
Ответ: Участие не принимал. Были избраны – Ибраим Тарпи (хатип из деревни Дерекой), Аппаз Чалбаш (бывший торговец из Ялты), Джафер Аблаев (купец), Темиркая Дерменджи.
Вопрос: Расскажите о своей контрреволюционной деятельности в период существования Курултайского правительства?
Ответ: В деревне Дерекой открылось отделение Курултайского правительства «Милли идаре» – национальное управление (председатель Рустем Аметов). Наёмным секретарём работал я (Исмаил Акки). Членами «Милли идаре» были: в вакуфном отделении – Абдулла Хатипов, в отделении адлие (юстиция) – Аджы Заретдин эфенди, в отделении маариф шубеси – заведующий отделением народного образования татарских школ Неби Куку, а впоследствии руководил и я (Исмаил Акки). Секретарём в «Миллий идаре» я работал очень мало. Замещал Неби Куку.
Вопрос: В какой партии состояли члены «Милли идаре»?
Ответ: Они были членами «Милли фирка».
Вопрос: Кого ещё знали из «Милли фирка»?
Ответ: Джафера Сейдамета (в Турции, бывший Высший военный министр Курултайского правительства). Ибраима Озенбашлы (находится в высылке), Неби Куку (был в высылке, вернулся, умер в городе Симферополе), Сеит-Джелиль Хаджи Таитова – бывшего члена Курултайского правительства, Бекира Одабашева – бывшего учителя Гурзуфской школы. Я членом «Милли фирка» не состоял, но работал в аппарате Курултайского правительства и проводил работу Курултая.
Лейтенант ГБ Пикулин. Оперуполномоченный 3 отделения сержант Г.Б. Валиулин. Постановление об избрании меры пресечения и предъявление обвинения. 10.02.38 г. Акки Исмаил Ариф-Меметович изобличается в том, что ведёт шпионскую деятельность в пользу иностранного государства.
Выписка из протокола. Асан Сабри Айвазов (показания).
Айвазов Сабри Абибуллаевич 1878 года рождения, уроженец деревни Алупка, татарин, гражданин СССР, образование – высшее, беспартийный, с 1907 по 1914 годы высылался за пределы Таврической губернии. В 1930 году находился под следствием в ГПУ НКВД. Работал педагогом в школе взрослых при кожобувном комбинате. Проживает в городе Симферополе, по улице Кантарная, дом № 25.
Вопрос: Что Вам известно об учителе деревни Дерекой Акки Исмаиле?
Ответ: Я его знаю с 1900 года. Он работал со мной в Алупкинской школе помощником, и был уволен за то, что во время моего отсутствия изменил расписание занятий и план, введя в преподавание для школьников религиозное учение, тогда как мы боролись против религиозного учения в школах и за отрыв татарских школ от религии.
Этим самым Акки Исмаил общество и родителей разбил на две части. Нас, кто шёл против религиозных преподавателей, он называл фармазонами (неверующими, нечистыми).
Благодаря работе Акки Исмаила с кулаками была открыта контрреволюционная школа под покровительством миллионера Касымова и мулл. В деревне Дерекой Акки Исмаилом был устроен Дерекойским хатипом-имамом Серж эфенди.
Вопрос: Что Вам известно об участии Акки Исмаила в контрреволюционном движении в Крыму?
Ответ: Мне не известно, что он был в Курултае или в Парламенте, но мне известно, что он был секретарём Ялтинского отделения национального управления «Милли идаре».
Затем он был директором татарских школ Ялтинского района.
Допросил начальник Фрайдоровского PO НКВД Крыма лейтенант Г.Б. Пикулин. Выписка из протокола. Обвиняемый Кайко Эбазер Османович (показания). Он (Исмаил Акки) с Дерменджи Темир-Кая, из деревни Ай-Василь, учился в Озенбашской духовной Медресе с его братом Дерменджи Юсуфом, который до революции уехал в Турцию. Дерменджи Темир-Кая, вместе с жителем деревни Ай-Василь, Джалтырь Сейдаметом вошли в состав Курултая и были активно связаны с Джафером Сейдаметом из деревни Кизил-Таш – военным министром правительства Курултая, эмигрировавшим в Турцию. Джафер Сейдамет и Джалтырь Сейдамет возглавляли Ялтинский «Милли фирка».
Эта организация в годы Советской Власти законспирировалась под ширмой кооперативного общества «Ширкет», в состав которого вошли Дерменджи Темир-Кая, Джалтырь Сейдамет и Акки Кайман, которые продолжали контрреволюционную деятельность. Они (втроём) занимали руководящие должности в деревне Ай-Василь, и при разделе земель провели явно кулацкую линию. Наделили себя и кулацких элементов лучшими землями, а бедноту – худшими и негодными участками земли и меньшими по разделу. В последние годы они (Исмаил Акки и Темир-Кая) были связаны с Вели Ибраимовым, который приезжал в Ай-Василь и останавливался у Джалтырь Сейдамета и Дерменджи Темир-Кая. В 1928 году оба они были осуждены и высланы.
Обвинительное заключение. Обвиняется в том, что является агентом иностранной разведки по поручению которой на территории СССР занимался шпионской деятельностью (УК РСФСР. Статья № 58-б.). Виновным себя в шпионской деятельности не признал, но изобличается следственными материалами, а посему дело передать на рассмотрение тройки НКВД СССР. Выписка из протокола № 6 заседания судебной тройки НКВД, Крымской АССР, (от 7 октября 1938 года). Слушали: следственное дело № 106448 – 3 отд. УК НКВД по обвинению Акки Исмаила А.Р. 1876 г.р. Уроженец г. Бахчисарая. Татарин. До ареста проживал в деревне Дерекой. Нигде не работает. С 1902 года по 1917 год являлся заведующим медресе – татарской духовной школы. В период Февральской революции состоял членом Мусульманского исполкома. В 1918 году работал секретарём и зав. отделом образования в контрреволюционном национальном правительстве Курултая. В 1930 году имел встречу с секретарём японского посольства в Москве. Секретарь японского посольства посетил его квартиру в селе Дерекой. Подозревается в шпионаже. Постановили:
Акки Исмаила Ариф-Меметовича расстрелять. Имущество лично ему принадлежавшее конфисковать. Дело сдать в архив.

Литература:
1. Деятели крымскотатарской культуры (1921–1944 гг.): Биобиблиографический словарь / гл. ред. и сост. Д.П. Урсу. – Симферополь: Доля, 1999. – 240 с.
2. Темиркъая Ю. Халкъ оджасы / Ю. Темиркъая // Йылдыз. – 1993. – № 4. – С. 198–207.
3. Керим И.А. Библиографический указатель. 1618–1944 гг. / Исмаил Асан Керим. – Симферополь: ОАО «Симферопольская городская типография» (СГТ), 2009. – 324 с.
4. Керим. И.А. Гаспринскийнинъ «джанлы» тарихы 1883–1914 / И.А. Керим. – Симферополь: Тарпан, 1999. – 408 с.
5. Ганкевич В.Ю. Земские, общественные и частные формы учебных заведений в Таврической губернии / В.Ю. Ганкевич // Очерки истории крымскотатарского народного образования. – Симферополь, 1997. – Гл. III. – С. 102.
6. Терджиман. – 1908. – № 189. – 29 сентября.
7. Архивные документы внука Исмаила Акки, то же Исмаила Акки.
Действия:

0 коммент.:

Yorum Gönder