24 Nisan 2017 Pazartesi

ГАЗЕТА «ТЕРДЖИМАН» КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ЖИЗНИ КРЫМА В КОНЦЕ XIX В.

Абдураманова С.Н.
  
Целью статьи является изучение материалов газеты «Терджиман» как источника для составления целостной картины о насущных проблемах крымских татар, которые, наравне с глобальными вопросами политики и просвещения, не были чужды редактору и поднимались в каждом номере газеты. В данном исследовании рассмотрен ряд статей периодического издания «Терджиман», посвященных бытовой и культурной жизни, уровню научно-технического прогресса, сельскому хозяйству, досугу городских и сельских жителей.
На сегодняшний день по материалам газеты «Терджиман» имеется большое количество статей и в меньшей степени монографий. Исследователи обращаются к газете, раскрывая вопросы жанров публикаций [51], эмиграций и социального положения крымских татар [2], вопросов духовенства и просвещения [1; 10; 3] и пр. Необходимо отметить весьма ценный труд Керимова И.А. «Гаспринскийнинъ джанлы тарихи». По материалам газеты «Терджиман» 1883–1914», в котором автор транслитерировал и перевел на русский язык арабографичные статьи из газеты, введя в научный оборот труднодоступный пласт информации [12].

Значение первой крымскотатарской газеты невозможно переоценить: она стала своеобразной энциклопедией социокультурной жизни крымских татар конца XIX – начала XX в., издавалась на русском и крымскотатарском языках. 10 апреля 1883 г. в Бахчисарае вышел в свет первый номер газеты «Терджиман» («Переводчик»). Основатель газеты и редактор Исмаил Гаспринский обратился к читателям со словами: «Приступая к делу во имя Аллаха, беремся за перо, чтобы служить правде и просвещению». Издатель и автор большинства статей, кроме вопросов общественно-политической и экономической жизни мусульман России, уделял значительное внимание вопросам сельского хозяйства, светской жизни, медицины, воспитания, благотворительности, развития науки. Особое внимание И. Гаспринского было обращено на различные аспекты жизни родного города: новости о Бахчисарае помещались на страницах практически каждого номера газеты. О ее несомненной популярности говорит тот факт, что из еженедельной она превратилась в ежедневную.
Широкая тематика статей привлекала людей различного социального статуса, что подтверждают отзывы читателей, присылавших в редакцию благодарственные письма и даже стихи в честь газеты. Наиболее интересные редактор помещал на страницах издания. На основании проведенной работы мы предлагаем следующую тематическую классификацию статей: сельское хозяйство; криминальная хроника и вопросы нравственности; практические советы и гигиена; научно-технический прогресс, товары и услуги; благоустройство и светская жизнь Бахчисарая.
Вопросы сельского хозяйства Крыма и занятости крымскотатарского населения особенно волновали издателя. В результате проводимой политики обезземеливания и последующих эмиграций экономике Крыма был нанесен большой урон. Российским правительством предпринимались попытки возрождения сельского хозяйства. Так, в 1883 г. свою деятельность в России начал Крестьянский поземельный банк [43], имевший филиал и в Симферополе. Банк предоставлял процентные ссуды крестьянам для покупки или аренды земельных угодий, о чем неоднократно встречаем сведения на страницах газеты: «Общество татар одной из деревень Симферопольского уезда, покупая 776 десятин земли у адмирала Барановскаго, хлопочут о ссуде из банка. Отмечаем с удовольствием, что управление отделения с полной готовностью дает просителям все необходимые указания и разъяснения, чтобы они могли обходиться без всяких посредников и адвокатов, коих банк принимает далеко неохотно» [25].
Редактора газеты тревожило низкое материальное положение крымских татар. В статьях он всячески старался возбудить интерес к внедрению прогрессивных форм ведения хозяйства. Неоднократно встречаются небольшие заметки о крымских татарах, которые, воспользовавшись услугами банка, арендовали земли в деревнях Айтуган Перекопского уезда, Мамак Симферопольского уезда [21], Бозаджи-Кисек Зуйской волости, Бодрак Мангушской волости [14] и т. д. Исмаил Гаспринский пишет: «Нельзя не радоваться, что среди татар распространяются сведения о Крестьянском поземельном банке <…>. В Крыму немало безземельных татар, но слава Богу, немало и земель, кои могли бы послужить также для заселения их этими бедняками». Также автор обращает внимание на бесхозные и не приносящие дохода вакуфные земли, которыми могли бы воспользоваться беднейшие слои населения [17]. Одним из крупных землевладельцев конца XIX в. был крымский татарин Мустафа Мирза Ширинский, отдававший в аренду под табак земли в деревнях Мирза-Кой, Бурундук и Тана-кельди Феодосийского уезда [16]. Также встречается имя Сулеймана Мурзы Апричинского, который владел землями в д. Чавкачды Перекопского уезда. Он продавал сено, солому, принимал на выпас крупный и мелкий рогатый скот [29].
Вопросами садоводства в Крыму занимался Симферопольский отдел Российского общества садоводства, основанный в 1883 г. [60]. Достижения крымских садоводов демонстрировались на сельскохозяйственных выставках Крыма [58]. Гаспринский с удовольствием отмечал конкурентоспособность крымского земледелия, призывал крымских татар приобретать посевной материал и поднимать благосостояние своих семей. Одной из развитых отраслей сельского хозяйства в Крыму в рассматриваемый период было табаководство.
Самым качественным являлся южнобережный табак, который продавался дороже, чем байдарский, бахчисарайский, феодосийский и коккозский [25; 14; 55]. В феврале 1887 г. Министерством государственных имуществ было принято решение о развитии и поощрении табаководства в России, а для плантаторов предоставлялись ссуды и различная помощь [53]. Симферопольскому отделу общества садоводства было поручено провести в Крыму опыты по разведению американского и гаванского табака: раздать всем желающим бесплатно семена и позже собрать сведения об урожае. Также предлагалось получить семена особого ароматического табака сорта «дюбек» [54].
В обширной статье «О хлопке» Исмаил Гаспринский призывает мусульманское население Крыма разводить хлопок, так как это считалось весьма доходным делом; дает ценные советы по выбору почв, а также подробно излагает технологию посадки и ухода за саженцами [22].
Значительные доходы крымчанам приносили фруктовые сады и виноградники в долинах Качи, Альмы и Бельбека, урожай которых зачастую выкупался заблаговременно и оптом московскими купцами. Особенно пользовались спросом знаменитые крымские яблоки, которые с 1898 г. экспортировались даже в Гамбург [56; 21; 24; 12, с. 84]. В садах «Джеваир», «Малый Джеваир» и «Сарай-Бахча» (д. Актачи) крупного землевладельца Н. Ревелиоти помимо яблок выращивали крупный кизил [58]. Одной из статей дохода крымчан был сбор грецкого ореха [57] и лесного фундука, который массово произрастал в районе Карасу базара. В урожайные годы собирали по 40–50 тысяч пудов [21]. Редактор помещал в газете советы, как ухаживать за садом, бороться с вредителями, прививать груши и яблони [8].
Статьи, касающиеся вопросов воспитания, обычаев, законопослушания, объединены в разделе «Криминальная хроника и вопросы нравственности». Особенно четко здесь прослеживается отношение И. Гаспринского к поднимаемой проблеме, предлагаются пути решения. Так, автора потрясла история о бахчисарайском нищем Ягъя Ахае, который умер от истощения. Редактор с возмущением обращается к сыну и брату умершего, которые проживали в д. Кикенеиз Ялтинского уезда, со словами: «Какой стыд! Какой грех! Господин сын, не был ли этот бедняк вашим отцом? Не обязаны ли вы ему чем-либо?» [42]. В фельетоне «Кое о чем» И. Гаспринский весьма загадочным тоном рассказывает о том, что спокойный и мирный Бахчисарай переполошила стамбульская кокетка, «правда, не первой молодости, но все-таки все пошло кувырком, кувырком» [13].
Беспокойство вызывали случаи преступлений среди крымских татар. На страницах газеты Хатиб Аджи Абибулла сообщал о том, что на татарской свадьбе в д. Айвасиль ранили двух человек, а в д. Дерекой тоже на свадьбе выбросили двух людей с балкона [59]. Очень сильно взволновал жителей Бахчисарая случай самоубийства молодой караимки и исчезновение другой из почтенного семейства. Все караимское общество города принялось искать девушку, которая, по слухам, просто сбежала с любимым человеком. Редактор по этому поводу пишет: «Если это верно, то остается лишь сказать – о, молодость, молодость и пожелать счастливой жизни… Как бы то ни было, караимское общество сильно заинтриговано этим весьма редким между ними случаем». Вызывает интерес заметка о молодом татарине и караимке, которые полюбили друг друга и поженились. По словам редактора, это был первый случай женитьбы мусульманина на караимке [49]. Уже через год газета сообщала о пятом подобном браке [50].
В январе 1887 г. бахчисарайское общество потряс случай: была обманута порядочная женщина, которую заманил муж соседки в свой дом. «Очень подло и весьма нахально», – пишет редактор [38]. Далее он помещает обстоятельную статью-разъяснение о наказании со стороны шариата за похищение девушек и замужних женщин [15].
Вызывает интерес отношение И. Гаспринского к богатому крымскому татарину, который воспользовался влюбленностью бедной девушки, откупившись от нее богатым подарком и деньгами: «Все люди грешны: каждый может сделать ошибку, но необходимо осознать ее и искренне раскаяться, чтобы не повторить вновь» [6].
В XIX в. среди молодых крымских татар стал популярен такой способ заработка, как сопровождение пожилых женщин-путешественниц по лесным и горным тропам. И. Гаспринский посвятил этому позорному явлению целую статью «Ялтинские альфонсы».
Автор категорично осуждает подобное поведение: «Общество должно презирать и отвернуться от них. Берегитесь, господа, нечестного пути» [61]. Также редактор с укором пишет о распространении среди мусульман тяги к водке и картам, призывая родителей и общество бороться с этим пороком, содействовать открытию кофеен или чайных домов и запрещать открытие кабаков, где «вместо человеческой речи заговоришь по-скотски» [12, с. 68]. В разделе «Практические советы и гигиена» объединены заметки, касающиеся ведения домашнего хозяйства, методов гигиены и профилактики различных заболеваний, а также рекламу различных медицинских средств. Данная тематика была интересна широким слоям населения, привлекала читателей обоего пола и разного возраста. И. Гаспринский сообщал о распространении дифтерита и настойчиво рекомендовал местной врачебной управе ознакомить население с мерами предосторожности и лечения [44]. Читатели знакомились с последними достижениями медицины, современными способами лечения чесотки, коклюша, укусов змей [40]. Также здесь можно было узнать о первой медицинской помощи при ударе молнией [41] и лечении бешенства чесноком [47]. В газете печатали эффективные рецепты авторитетных европейских врачей от простуды, ревматизма и лихорадки [52], рекомендовали современные медицинские препараты [27] и гигиенические средства [30; 32; 39; 40]. В статье «Береженого Бог бережет» говорится о необходимости внимательного отношения к здоровью. Автор рекомендует тщательно соблюдать меры предосторожности, чистоту в доме и употреблять чистую воду [7].
На страницах газеты помещались краткие заметки-советы: как очистить и покрасить шелковую ткань; как отбелить пожелтевшее белье; как определить воду в молоке; как истребить земляных червей и т.п. [35].
В раздел «Научно-технический прогресс, товары и услуги» отнесены реклама и сообщения о технических новшествах. С большим энтузиазмом И. Гаспринский пишет о приобретении типографией новой скоропечатной машинки [23]; о развитии транспорта на примере паломничества в Мекку и Медину («50 лет назад крымские хаджи совершали свое путешествие в Мекку в полтора или два года, ныне они возвращаются в пять месяцев» [45]); о запуске в 1888 г. по Лозово-Севастопольской железной дороге курьерских поездов [46]. Также встречаем его рассуждения о необходимости экономического развития мусульман, поддержки ремесленного производства, устройстве сельскохозяйственных и ремесленных школ [18; 48; 20].
Реклама различных товаров позволяет составить целостную картину потребностей местного населения, а также выявить имена местных производителей и продавцов. Так, разнообразные косметические средства доктора Иванова в Бахчисарае можно было приобрести только в лавке крымского татарина Афуза на Соган Базаре [27], муку различных сортов, отруби и лучший керосин – на складе К.А. Мустаки у Ашлыкъ-базара [26].
В морских портах устраивали аукционы и продавали конфискованные таможней товары: турецкие фесы и плетеные кисти к ним, шелковые, шерстяные хлопковые ткани и платки, английскую листовую сталь, сухофрукты и многое другое [28]. Среди владельцев гостиничного и ресторанного бизнеса также встречаются крымскотатарские имена: держатель гостиницы «Ялта» в Симферополе Аджи Осман Аджиев, владелец кофейни в Севастополе Сулейман Эфенди [33; 34], хозяин мануфактурного магазина в Ялте Мустафа Аметов [31].
Большое количество статей И. Гаспринский посвятил освещению различных сторон жизни Бахчисарая. Вопросам благоустройства города редактор уделял особое внимание. Он давал ценные советы по профилактике эпидемии холеры, очистке русла р. Чурук-Су, местных базаров и общественных туалетов, вывозу мусора, закупке дезинфекционных средств [9]. Нередко на страницах газеты поднимались вопросы деятельности Городской управы и полиции (ремонт дорог и тротуаров, строительство новых общественных зданий, благотворительная деятельность, благоустройство кладбищ) [36; 37]. Особый интерес, на наш взгляд, вызывает большая статья «Губернская архивная комиссия» о сборе архивной комиссией предметов татарской старины. Редактор призывает каждого принять участие в формировании коллекции такими словами: «Всякий, сочувствующий целям этой комиссии, может принять участие в его трудах и лично. Дело архивной комиссии – дело общего интереса» [11]. В критической статье «Бахчисарай» речь идет о том, что Городская дума решила сократить расходы бюджета за счет сокращения единственной женщины-врача в городе. Редактор дает негативную оценку этому факту [4]. Уже в следующем году, благодаря деятельности городского головы Мустафы Мурзы Давидовича, в городе был открыт приемный покой с бесплатными лекарствами, что стало существенной помощью беднейшей части населения [5]. Ярким событием городской жизни в мае 1894 г. стало проведение цехового праздника решетников и кожевников, который по древнему обычаю проводится раз в 25 лет [12, с. 69–71]. Также на страницах газеты встречаются заметки о проведении концертов, спектаклей городского театра и любительских постановок, что, по словам издателя, «свидетельствует о народившейся потребности татар в подобных развлечениях» [12, с. 99].
Вывод. Первая русско-крымскотатарская мусульманская газета Российской империи играла важную роль в просвещении мусульман Крыма, была востребованной и необходимой для различных слоев населения, имела широкую популярность далеко за пределами Российской империи. Включая в себя огромный пласт разнородной информации, газета «Терджиман» по сей день является уникальным источником для изучения жизни общества конца XIX – начала XX в. Газетные статьи представляют собой не простую констатацию фактов, а включают глубокий авторский анализ событий и явлений: редактор в деликатной форме отражал личное мнение, намечал пути решения тех или иных проблем, формируя таким образом общественное мнение. Особый пласт информации составляют старые крымские топонимы и имена непосредственных участников событий, освещавшихся в газете, что имеет ценность для восстановления крымских топонимов и персоналий.

Литература:
1. Абдуллаева З.З. Газета «Переводчик-Терджиман» как источник по изучению деятельности Таврического магометанского духовного правления (конец 19 – начало 20 вв.) / З.З. Абдуллаева // Исмаил Гаспринский – просветитель народов Востока. – М., 2001. – С. 185–215.
2. Абибуллаева Д.И. Проблема эмиграции крымских татар на страницах газеты «Терджиман» / Д.И. Абибуллаева // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Исторические науки»: спецвыпуск «История Украины». – 2010. – Т. 23(62), № 1. – С. 3–9.
3. Богдановіч І.А. Газета «Терджиман» як джерело з історії рефомарматорських процесів у мусульманський громаді Російської імперії / І.А. Богдановіч // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. – 2002. – Т. 15, № 1. – С. 103–106.
4. Бахчисарай // Терджиман. – 1889. – № 7.
5. Бахчисарай // Терджиман – 1890. – № 4.
6. Бахчисарайская история // Терджиман. – 1887. – № 22.
7. Береженого Бог бережет // Терджиман. – 1886. – № 43.
8. В Бахчисарае // Терджиман. – 1885. – № 1.
9. В Бахчисарае // Терджиман. – 1885. – № 9.
10. Ганкевич В.Ю. Великий крымскотатарский просветитель: к истории создания и развития периодических изданий Исмаила Гаспринского / В.Ю. Ганкевич // Берега Тавриды. – 1995. – № 1. – С. 241–266.
11. Губернская архивная комиссия // Терджиман. – 1887. – № 20.
12. Керимов И.А. Гаспринскийнинъ «Джанлы» тарихы (по материалам газеты «Терджиман» 18831914 гг.) / И.А. Керимов. – Симферополь: Тарпан, 1999. – 408 с.
13. Кое о чем // Терджиман. – 1884. – № 19.
14. Местные известия // Терджиман. – 1884. – № 35.
15. О законах шариата // Терджиман. – 1887. – № 7.
16. О крестьянском поземельном банке // Терджиман. – 1884. – № 24.
17. О крестьянском поземельном банке // Терджиман. – 1884. – № 40.
18. О необходимости развития ремесел // Терджиман. – 1888. – № 46.
19. О сельском хозяйстве // Терджиман. – 1884. – № 2.
20. О ремесленной школе // Терджиман. – 1884. – № 23.
21. О сельском хозяйстве // Терджиман. – 1884. – № 32.
22. О хлопке // Терджиман. – 1889. – № 44.
23. Об издании // Терджиман. – 1884. – № 40.
24. Об урожае фруктов // Терджиман. – 1887. – № 17.
25. Объявления // Терджиман. – 1884. – № 24.
26. Объявления // Терджиман. – 1885. – № 1.
27. Объявления // Терджиман. – 1885. – № 6.
28. Объявления // Терджиман. – 1887. – № 25.
29. Объявление // Терджиман. – 1887. – № 27.
30. Объявления // Терджиман. – 1888. – № 15.
31. Объявления // Терджиман. – 1888. – № 28.
32. Объявления // Терджиман. – 1888. – № 33.
33. Объявления // Терджиман. – 1889. – № 4.
34. Объявления // Терджиман. – 1889. – № 7.
35. Окрашивание шелка // Терджиман. – 1884. – № 23.
36. Пожертвования // Терджиман. – 1885. – № 2.
37. Пожертвования // Терджиман. – 1885. – № 16.
38. Правда ли? // Терджиман. – 1887. – № 1.
39. Практические советы // Терджиман. – 1888. – № 37.
40. Практические советы // Терджиман. – 1888. – № 38.
41. Практические советы // Терджиман. – 1888. – № 40.
42. Происшествие в Бахчисарае // Терджиман. – 1884. – № 2.
43. Проскурякова Н.А. Крестьянский поземельный банк и столыпинская реформа (1906–1916 гг.) / Н.А. Проскурякова // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2007. – № 5. – С. 88–89.
44. Разные известия // Терджиман. – 1884. – № 2.
45. Разные известия // Терджиман. – 1884. – № 44.
46. Разные новости // Терджиман. – 1888. – № 15.
47. Разные новости // Терджиман. – 1888. – № 44.
48. Разные вести // Терджиман. – 1889. – № 39.
49. Романтическая история // Терджиман. – 1887. – № 12.
50. Романтическая история // Терджиман. – 1888. – № 27.
51. Сеитмеметова С.А. Жанры и типы публикаций в газете «Терджиман» / С.А. Сеитмеметова // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия: История. – 2008. –Т. 21(60), № 1. – С. 43–51.
52. Смесь // Терджиман. – 1885. – № 1.
53. Табаководство // Терджиман. – 1887. – № 6.
54. Табаководство // Терджиман. – 1888. – № 4.
55. Табаководство // Терджиман. – 1888. – № 9.
56. Фрукты // Терджиман. – 1884. – № 22.
57. Фрукты // Терджиман. – 1886. – № 43.
58. Фрукты // Терджиман. – 1887. – № 19.
59. Хатиб Аджи Абибулла. Новости // Терджиман. – 1885. – № 2.
60. Хрущов В.Е. О работе Симферопольского отдела Императорского российского общества садоводства / В.Е. Хрущов // Русское садоводство. – 1900. – № 33.
61. Ялтинские альфонсы // Терджиман. – 1887. – № 20.
Действия:

0 коммент.:

Yorum Gönder