21 Haziran 2017 Çarşamba

Влияние Исмаила Гаспринского на творческое наследие Садри Максуди и современность

Необходимость исследования творчества известных людей, в частности, выпускников Зынджырлы-медрессе – гордости крымскотатарского народа,  имеет очевидный характер. Среди них целый ряд таких известных имен как Шамиль Тохтаргъазы, Мемет Нузет, Абдулла Озенбашлы, Абляким Ильмий, Якуб Шакир-Али, Джемиль и Якъуб Керменчекли, Абибулла-эфенди [4].
Отдельно среди выпускников хочется выделить Садри Максуди. Садри Максуди – уроженец Казанской губернии – имя мирового уровня, будучи известным ученым, юристом, богословом, идеологом татарского либерализма, выступал и как яркий общественно-политический деятель. М. Гайнанова называет его интеллектуальным мостом между татарским и турецким народами и отмечает «Садри Максуди один из самых активных и авторитетных участников значительных событий и преобразований в мусульманском и турецком обществах. Татарский деятель добился больших успехов и в академических, и в политических сферах, а также оставил после себя обширное научное наследие [2].
Родился С. Максуди в 1878 году в деревне Ташсу Казанской губернии (ныне Высокогорский район). Отец Садри Максуди Низаметдин являлся муллой деревни Ташсу, мать Мафтуха ханум была уважаемой женщиной — абыстай. В семье Низаметдина муллы было пятеро детей, самый старший сын Ахметхади, затем Салахутдин, сестры Меншуре, Масфуфу и самый младший – Садри [2].
Историк Айдар Хабутдинов пишет: «Для описания жизни Садри Максуди наиболее уместен жанр античной трагедии. Это герой, нашедший для своих действий нужные место и время. Подобно Прометею, он поднял дело единства татар на недосягаемую высоту, и в первый – и пока в последний раз – объединил нацию в рамках единой автономии. Он дал ей имя, начертал Конституцию и создал ее Милли Идарэ (правительство) и Миллет Меджлисе (парламент)… Максуди был великим учеником. И действительно, кто еще из татар может похвастаться такими гениальными Учителями, как Исмаил Гаспринский, Лев Толстой, Ахмад Мидхат, Эмиль Дюркгейм и Анри Бергсон?! За десять лет подросток – выпускник старометодного медресе – вырос в политика европейского уровня».
Именно из этого периода жизни Садри Максуди сохранились его воспоминания об Исмаиле Гаспринском – одном из его Учителей.
Азы грамоты он получает у отца, затем продолжает обучение в Казани, в медресе Куль буе. Через некоторое время Садри уезжает в Крым,  поступает в Зынджирлы медресе и там знакомится с И. Гаспринским. В Бахчисарае юный Садри не только учился в прославленном Зынджырлы-медресе, но имел возможность общаться с выдающимся крымским татарином, который «просветлял его молодой ум, давал советы и наставления. Вернувшись в Казань, он поступает учиться в Казанскую учительскую школу. Позже Максуди отправляется в Крым, где вновь встречается с редактором газеты «Терджиман» И. Гаспринским. Гаспринский убеждает его уехать вначале в Турцию, а через некоторое время — во Францию: «Уж если ты хочешь учиться, поезжай в Париж. Все, у кого мозги на месте, уехали туда. Франция – самая цивилизованная страна мира, а Парижский университет – лучший в мире. Если ты выучишься там, будешь иметь авторитет и здесь, и у себя на родине», – наставлял юного Садри Исмаил бей Гаспринский. Так и случилось… Там в течение года он изучает французский язык, после чего поступает на факультет права Сорбонского университета. В 1906 году, окончив университет и получив диплом, Максуди возвращается в Казань, и с этого времени начинается его биография как выдающегося национального деятеля [1]. 
Исследователи делят творчество С. Максуди на несколько этапов, каждый из которых имеет свое содержание и значение. Например, И. Гафиятуллина выделяет три этапа: «российский (34 года), французский (11 лет) и турецкий (32 года). В России он был активным участником политической жизни, был частью истории. Самым продуктивном, в научном отношении был турецкий период жизни. В частности, большую роль в языковой революции в Турции сыграла его книга «Для турецкого языка» и многочисленные статьи, которые были посвящены развитию и совершенствованию лексики турецкого языка на его собственной основе. Помимо значительного вклада в лингвистику (монография «Скифы и саки») и историю («Тюркские государства Центральной Азии»), нельзя не отметить многочисленные труды в области права и истории права. Именно Максуди стал создателем нового ответвления права – история тюркского права [3].
Весьма интересной в исследовании заявленной  проблемы является работа А. Хабутдинова «Лидеры нации». Он отмечает, что «в российскую политику Максуди вошел в августе 1906 г. на III Всероссийском мусульманском съезде. Не стоит забывать, что Максуди был первым татарским либералом российского масштаба. Взгляды Гаспринского и Акчуры сформировались в Стамбуле и Париже. К тому же Исмаил бей жил в Бахчисарае, а Акчура провел в Казани только четыре года. Максуди получил не только членство в ЦК «Иттифака», но и через год кресло в Думе и ее президиуме. Одновременно он стал рупором мусульманских либералов на общероссийской арене, и уже его первая речь на съезде показала, что он может достойно выполнить свой нелегкий долг. Принципиальный характер носила идея, выдвинутая Садри Максуди. Наряду с Думой он предлагал создать в России Государственный Совет по примеру швейцарского Совета кантонов. При этом от каждой нации избиралось бы равное количество депутатов. В ведение этой палаты переходили бы национальные и религиозные вопросы. Тем самым, среди мусульман России была выдвинута идея будущего «Совета Национальностей» или «Второй Палаты», как ее именовали в 1920-е гг., не потерявшая актуальность и сегодня идея встретила одобрение съезда, но была бесперспективной в прежних российских условиях» [5]. Очевидно, эта идея обретает новый смысл в современных социальных и политических процессах: развитие гражданского общества, необходимость представительства этнических интересов, институционализация религиозных потребностей, реформирование религиозного образования и концептуализация иных явлений в тюркском мире современной России.
С современным состоянием резонирует сказанное С.Максуди «13 марта 1912г., при обсуждении доклада бюджетной комиссии по смете Министерства Внутренних Дел, он так охарактеризовал отношения между министерством и системой мусульманских школ: «У всех народов, есть дорогие вещи для этого народа, есть святыни. Обыкновенно разумное правительство этих святынь народа не касается, никогда их не трогает... Это существование языка данного народа, это существование родной словесности, родной школы и т.д. и т.д. Эти вещи самые священные для каждого народа. И вот за последнее время, правительство наше как раз совершает посягательство на дорогие для нас вещи: преследуются наши школы, преследуется наша литература, родная словесность, преследуется родной язык...» [5].
Главная мысль, которую И. Гаспринский привил тогда еще совсем юному Садри, – о тюркском единстве. Как пишет о своих воспоминаниях посвященных отцу  Адиле Айда,  дочь Максуди,  «он внушил Садри, что все тюрки – одна большая семья, что казанские и крымские тюрки родственны башкирам и киргизам, даже христиане-чуваши и шаманисты-якуты являются тюркам братьями. Надо сказать, что у казанских интеллигентов, поскольку они были самыми цивилизованными среди российских тюрок и возглавляли почти все медресе, было некоторое высокомерие по отношению к казахам и узбекам. Гаспринский совершенно ликвидировал эту склонность у Садри Максуди, научил его любить каждого тюрка» [6].
Общение с Гаспринским не прекратилось и после того, как юноша покинул Крым. Еще долгие годы Гаспринский помогал Садри советом, поддерживал морально и материально.
Молодой Садри привязался к Гаспринскому, и, как пишет Адиле Айда: «Относился к нему с глубоким восхищением и бесконечной любовью». Всю свою долгую жизнь Садри Максуди не уставал повторять: «Мой духовный отец – Исмаил Гаспралы…» [6].
Значение социально-политической деятельности С.Максуди огромно для тюркских народов Поволжья. Формируются целый ряд институтов этнического представительства, реализуются принципы национального строительства,  оформляются интегративные национальные идеи. Актуализируется для  современного состояния понимание С.Максуди природы национализма: «Господствующие, независимые нации идею национализма понимают как форму навязывания языка, культуры и образа жизни своей нации угнетенным нациям. У независимых наций национализм бывает всегда агрессивным. Они горят желанием заставить других быть похожими на себя. Угнетенные же нации совершенно по-другому понимают национальную идею: это форма сохранения языка, обычаев, обрядов, традиционного образа жизни своих отцов и прадедов» [1].

Список использованной литературы:
1.    130 лет со дня рождения выдающегося татарского политика и ученого Садри Максуди [Электронный ресурс] URL: http://islam21.ru/tormish
2.    Гайнанова М. Садри Максуди: интеллектуальный мост между татарами и турками. Жизнь и деятельность татарского просветителя. [Электронный ресурс] URL:https://realnoevremya.ru/articles/36376
3.    Гафиятуллина И. Садри Максуди - мусульманин, возглавивший кафедру парижской Сорбонны [Электронный ресурс] URL: http://islam-today.ru/istoria/tatarskij-mir/sadri-maksudi-musulmanin-vozglavivsij-kafedru-parizskoj-sorbonny
4.    Керимов Т. Зынджырлы медресе. [Электронный ресурс] URL: http://muhammad-islam.livejournal.com/15612.html
5.    Хабутдинов А. Лидеры нации. [Электронный ресурс] URL: http://www.bestreferat.ru/referat-398681.html
6.    Хабутдинов А. Татарин нового века Садри Максуди­Арсал (1879–1957) // Ислам в Российской федерации: [Электронный ресурс] URL: http://pda.islamrf.ru/news/culture/history/910

Abduramanova Elvira

The Influence of Ismail Gasprinsky on the Creative Heritage of Sadri Maksudi and Modernity

Abstract. The article attempts to represent the meaning of Sadri Maksudi's works, who is a well-known Russian and Turkish public figure, a scientist, author of many well-known works on jurisprudence, linguistics, and the history of the Turkic peoples. Later S.Maksudi, a graduate of Zyndzhirly madrasah, became professor of the Sorbonne, law school, Ankara and Istanbul universities. Being a scientist S. Maksudi was also a vivid politician: a deputy of the State Duma, a deputy of the parliament of the Republic of Turkey.
Key words: Sadri Maksudi, theology, history, linguistics, history and theory of law, history of Turkic law, Tatar liberalism.

Абдураманова Эльвира[1]

Влияние Исмаила Гаспринского на творческое наследие
Садри Максуди и современность

Аннотация. В статье изложено влияние Исмаила Гаспринского на  творчества Садри Максуди (Садретдин Низаметдинович Максу́дов), известного российского и турецкого общественного деятеля, ученого, автора множества известных трудов по юриспруденции, лингвистике, истории тюрских народов.  Выпускник Зынджырлы медресе, С. Максуди позже стал профессором Сорбонны, юридической школы, Анкарского и Стамбульского университетов. Будучи  ученным, С. Максуди был так же ярким политиком: депутат государственной Думы, депутат парламента  Турецкой республики.
Ключевые слова: Садри Максуди, богословие, история, лингвистика, история и теория права, история тюркского права, татарский либерализм. 


[1] Абдураманова Эльвира, магистрант РИИ. Научный руководитель: Р.А. Гимазова, к. ист. н. доц., зав. кафедрой татарского языка и национальной культуры Российского исламского института (Казань).
Действия:

0 коммент.:

Yorum Gönder